Содержание
Ситуация критическая. Ждут ли Украину веерные отключения электричества? Комментарии: 7 google.com/maps/Shtopor7 Запасы угля на ТЭС остаются на минимальных уровнях, а впереди нас ждут затяжные морозы.
Прошлая рекордно теплая зима, похоже, расслабила украинских энергетиков. И в этом году, когда в феврале пришли настоящие морозы, запасы угля на складах ТЭС оказались на минимальных уровнях. И как тут не впадать в панику, если регулятор отрасли — Нацкомиссия по регулированию рынка электроэнергии и коммунальных услуг (НКРЭКУ) — называет ситуацию критической. Плюс на прошлой неделе произошла авария на Запорожской ТЭС. И ведь это еще серьезных морозов не было! А на ближайшие две недели синоптики прогнозируют сильное похолодание. Не станет ли непогода и скудные запасы топлива причиной веерных отключений электроэнергии до конца зимы?
Электроарифметика
Количество запасенного угля на украинских ТЭС провоцирует на злую шутку: похоже, зима в этом году для энергетиков пришла неожиданно. В середине февраля синоптики обещают около двух недель морозов, а угольные ТЭС могут остановиться в любой момент из-за нехватки топлива. Для тех, кто не совсем понимает связь запасов угля и увеличения выработки электричества при снижении температуры, проведем небольшой ликбез.
Как вы понимаете, чем ниже температура на улице, тем больше электричества потребляет страна. Например, около 400 тысяч домохозяйств обогревают свои дома и квартиры электроотоплением. Кроме того, в домах, где нет централизованной подачи горячей воды, чтобы нагреть воду бойлером, нужно потратить больше электричества — чем холоднее на улице, тем более холодная вода будет в холодном кране, а значит, дольше ее придется греть. Кроме того, часть потребителей из-за плохого центрального отопления вынуждены «дотапливать» свое жилье электрообогревателями. Арифметика тут простая — чем холоднее, чем больше электричества нужно генерировать производителям.
А с производством электроэнергии в последнее время происходят интересные вещи. В электрогенерации столкнулись интересы государственного «Энергоатома» и двух украинских олигархов — Рината Ахметова и Игоря Коломойского, которые зарабатывают на тепловой генерации. Коломойский также контролирует ферросплавные предприятия, которым нужна дешевая электроэнергия.
Чтобы не утомлять читателя подробностями, попробуем максимально упростить ситуацию. По сути, в украинской энергосистеме зимой есть два основных игрока. В зимний период выработка «зеленой» и гидроэнергетики резко сокращается, поэтому основную роль сейчас играют атомщики и тепловики. Первая производит дешевую электрику, а вторая — дорогую. И чем меньше дешевой энергии будет производить атомная генерация, тем больше дорогой энергии нужно покупать у предприятий с тепловой генерацией.
Принадлежащая государству компания «Энергоатом» в этом году не успела вовремя провести работы на нескольких блоках АЭС. На данный момент пять из пятнадцати энергоблоков остановлены на ремонт. Случайно так получилось или это было сделано для того, чтобы увеличить объемы производства тепловой энергии, мы не знаем. Хотя кто-то и может заподозрить атомщиков в подыгрывании тепловикам. Как бы там ни было, с приходом морозов нагрузка на ТЭС возросла.
Казалось бы, вот оно, ваше время — жгите уголь и продавайте дорогое электричество. Но оказалось, что запасы угля, которые в начале отопительного сезона выглядели достаточными, быстро закончились и на сегодняшний день уже находятся на минимуме, а ряд блоков работает на газе, который совсем недавно был рекордно дешевым, а теперь подорожал в три раза, и такая генерация стала убыточной.
Карта-схема электроэнергетики Украины. Фото: ru.wikipedia.org
Что с углем
В последнее время на складах тепловых электростанций наблюдается критическая ситуация с запасами угля, сообщается на сайте Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Запасы угля в текущий момент в 5,5 раза меньше значений прошлого года.
«Ситуация с запасами угля на складах тепловых электростанций (ТЭС) остается критической. Ежедневное уменьшение запасов угля угрожает стабильной работе энергоблоков ТЭС. Это может спровоцировать возникновение общесистемной аварии в объединенной энергосистеме Украины и введение в действие графиков аварийного прекращения электроснабжения потребителей», — говорится в сообщении.
И ситуация с каждым днем ухудшается. Если, по данным Минэнерго, в начале прошлой недели (2 февраля 2021 года) запасы угля на ТЭС составляли 431,9 тыс. т (291 тыс. т газового угля и 140,9 тыс. т антрацита), то на начало этой недели запасы сократились до 388 тыс. т (244 тыс. т газового угля и 144 тыс. т антрацита).
Кто виноват?
Вопрос об ответственности чиновников и тепловиков, которые провалили подготовку к отопительному сезону, заканчивается взаимными обвинениями сторон, каждая из которых лоббирует свои интересы. Кто-то говорит, что «Энергоатом» специально затянул ремонт блоков, чтобы дать возможность больше заработать тепловикам.
Тепловики же говорят, что им нужны преференции, потому что генерация по нынешним тарифам не покрывает расходов. Например, компания «Центрэнерго», которую контролирует менеджмент, по слухам, подконтрольный Игорю Коломойскому, обратилась к правительству Украины с просьбой помочь снизить цену поставок газа тепловым электростанциям компании и получить отсрочку оплаты.
ДТЭК Рината Ахметова может играть в собственную игру. Из-за того, что в холдинг входят как генерирующие, так и добывающие компании, то уголь может придерживаться на складах добывающих компаний, таким образом «рисуя» в статистике генерации заниженные запасы. Зачем это делается? Для того чтобы выторговать преференции для себя.
В такой ситуации энергосистема начала работать на грани. А тут еще и аварии на ТЭС начали происходить одна за другой. Сначала 2 и 3 февраля произошло отключение энергоблоков на Кураховской и Запорожской ТЭС, а в субботу 6 февраля ситуация повторилась еще на двух электростанциях в Винницкой и Львовской областях. Там тоже произошло аварийное отключение энергоблоков. Такие остановки провоцируют дефицит электроэнергии и могут вызвать отключение потребителей.
Кто-то говорит, что «Энергоатом» специально затянул ремонт блоков, чтобы дать возможность больше заработать тепловикам. Фото: facebook.com/atom.gov.ua
И что делать?
Пока что от веерных отключений нашу энергосистему спасает электроэнергия из Беларуси и России. Так, оператор всей энергосети страны компания «Укрэнерго» во время январских морозов допускала, что импорт электроэнергии может достигать 1500 МВт*ч. Для сравнения — это мощность выработки двух блоков АЭС. Если бы они работали, конечно.
И в ближайшее время нехватку электричества будут решать именно таким способом. Но, как говорят эксперты, любая авария в энергосистеме может привести к тому, что каких-то потребителей придется отключить.
— Выход из кризисной ситуации происходит за счет импорта электроэнергии, — поясняет энергетический эксперт Юрий Корольчук. — Но такие решения не всегда позволят избежать ограничений электроэнергии. Все будет упираться в банальную техническую исправность АЭС, ТЭС и ГЭС. В принципе, можно сказать, что с 2021 года начинается новая, действительно «постсоветская» история функционирования энергосистемы. Запас прочности, который был заложен в генерирующие мощности, похоже, исчерпан. И вопрос модернизации изношенного оборудования и его неспособности выдержать нагрузки — это будет первоочередной задачей для нового министра энергетики, которого, напомню, у нас все еще нет.
В общем, выходит, что блэкаута получится избежать, если украинская генерация не развалится на фоне повышенного потребления во время морозов и если соседи не подведут и таки продолжат поставлять нам электричество, когда у нас возникает его дефицит. Правда, полностью надеяться на соседей в сложившейся ситуации как минимум не всегда безопасно. Ведь на фоне того, что Украина планирует в ближайшее время полностью отсоединиться от энергосистемы бывшего СССР и подключиться к европейской энергосистеме, ожидать, что соседние государства будут поддерживать наших энергетиков во всех кризисных ситуациях, несколько оптимистично.