Содержание
6 фильмов, где герои обладают сверхспособностями
18 сентября в народном календаре очень непростой день. По народным поверьям, все гадания и предсказания в этот день сбываются, а человек, рожденный в этот день, обладает сверхъестественными способностями, поэтому злые духи его не трогают.
Vesti.ua решили вспомнить советские фильмы, где бы обычный человек обладал некими сверхспособностями. Но оказалось, что не было в советское время своего «Марвела», а потому и фильмов про героев, обладающих суперсилой тоже не было. Вероятно, это происходило потому, что, согласно советской идеологии, каждый человек в СССР был способен на подвиг.
Как всегда, выручали сказки и фэнтези, в которых даже противные системе идеи и образы не выглядели идеологически криминальными, но могли многое. Понятное, что все эти обладатели сверхспособностей и в подметки не годятся «людям Х», но это супергерои по-советски, и в этом их сила.
«Старик Хоттабыч» (1957)
Какой герой обладает сверхспособностями: Гассан Абдурахман ибн Хоттаб, который исполнял любые желания
В роли Старика Хоттабыча – актер Николай Волков
Фильм-сказка, снятый по одноименной фантастической детской повести Лазаря Лагина режиссером Геннадием Казанским. Этот человек подарил нам три захватывающие киноистории: «Человек-амфибия», «Снежная королева» с Еленой Прокловой и «Старик Хоттабыч».
Читайте также: О личных трагедиях и фильмах «советской Герды» Елены Прокловой
Последний фильм имел бешеный успех благодаря нетривиальной истории и невиданным доселе спецэффектам в кино. Один полет на ковре-самолете чего стоит.
12-летний школьник Волька Костыльков однажды решает искупаться в Москве-реке, и там находит лампу джинна. Потерев ее, мальчик вызволяет сказочного джинна по имени Гассан Абдурахман ибн Хоттаб, которого Волька решает назвать просто Хоттабычем. Волшебник благодарен мальчику за спасение и теперь готов исполнить любые его желания.
Так начинаются удивительные приключения Вольки: ему предстоит увидеть караван верблюдов и сокровища, отправиться в Индию на ковре-самолете и столкнуться с настоящими чудесами. А Хоттабычу предстоит многое узнать о советской жизни и даже посетить цирк, после чего он хочет стать фокусником и дарить детям радость.
«Человек-амфибия» (1961)
Эту фантастическую драму, которую полюбили все зрители СССР, режиссеры Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский сняли по одноименному научно-фантастическому роману Александра Беляева. До этого момента идея экранизации лет десять витала в воздухе, но никто за материал не брался, уж слишком она казалась неосуществимой. Но Чеботарев и Казанский встряли в явную авантюру и победили.
Едва прошел слух, что роман Беляева экранизируют, в газете “Нью-Йорк таймс” появилась статья, в которой подняли на смех будущих создателей фильма, предрекая им “полный провал”. В публикации отмечалось, что «сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съемок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе». Но тем не менее съемки начались, и благодаря упорству творцов мы имеем настоящий киношедевр.
По сюжету, талантливый ученый Сальватор спас жизнь маленькому мальчику, пересадив ему жабры акулы. С этого дня Ихтиандр, мог плавать под водой как рыба, нырять на любую глубину, но ему было тяжело подолгу находиться на суше.
Годы спустя по тихому морскому городу поползли слухи о странном существе, наводящем ужас на рыбаков, о так называемом Морском Дьяволе. В это время в городе появляется молодой человек, который мало общается с людьми и прекрасно плавает. Он знакомится с дочерью бедняка, красавицей Гуттиэре, и без памяти в нее влюбляется.
На роль Ихтиандра пригласили никому не известного актера (такова была установка режиссеров) Владимира Коренева. А на роль Гуттиэре – звезду фильма “Алые паруса” Настю Вертинскую. «Нам нужен парень, у которого в глазах море, и девушка, у которой в глазах небо», – настаивали режиссеры. Так Коренев и Вертинская встретились, войдя в историю мирового кино как одна из самых красивых кинопар.
«По щучьему велению» (1937)
Легендарного режиссера Александра Роу называли главным киносказочником СССР. Свою первую киносказку он снял в 1937 году. Фильм «По щучьему велению» был снят по одноименной пьесе писательницы Елизаветы Тараховской, в основе сюжета которой четыре русские народные сказки: «По щучьему велению», «Царевна Несмеяна», «Плясовая гармонь», «Емеля-дурачок».
По сюжету, в некотором царстве, в некотором государстве жил да был бедный мужик Емеля. Ленив был Емеля, но удачлив. Сумел он однажды голыми руками поймать волшебную щуку в проруби и получить от нее магическую силу.
Сначала Емеля использует приобретенный дар в бытовых целях – заставляет ведра идти за водой, топор – рубить дрова, дубинку – колотить недругов. Кроме того, он передвигается на самодвижущихся санях без лошади, а впоследствии катается по селу на собственной печке. Но однажды Емелю позвали рассмешить царевну-несмеяну, поскольку местный царь издал указ: тот, кто сумеет рассмешить царевну, станет ее мужем.
Фильм получился новаторским. И дело было даже не в том, что Александр Роу стал практически первооткрывателем жанра сказки в советском кинематографе, но и в том, что многие придуманные им приемы были впервые использованы для изображения в кадре сказочных чудес.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1962)
В начале 1962 года на экраны СССР вышел еще один фильм-сказка, поставленный «мастером киносказки» Александром Роу.
Маэстро взялся экранизировать повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
По известному всем сюжету в фильме разыгрывается сказочная история, произошедшая на хуторе близ Диканьки в ночь перед Рождеством, когда деревенский кузнец Вакула, оседлав чорта, привез своей любимой Оксане, дочери богатого казака Чуба, черевички самой царицы.
Как мы помним, капризная Оксана потребовала эти самые черевички, и Вакула решил обратиться за помощью к нечистой силе, и не придумал ничего другого, как пойти к Пузатому Пацюку – местному знахарю и казаку-характернику. Пацюк удивил Вакулу способом поедания вареников, а на вопрос, где ему бедному искать Черта, отправил на улицу словами: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами».
В фильме 1962 года Пузатого Пацюка блестяще играет украинский актер Николай Яковченко, тот самый, чья бронзовая копия сидит на лавочке в сквере перед театром им. Франко.
«Формула любви» (1984)
Знаменитый фильм Марка Захарова, ставший вольной экранизацией повести Алексея Толстого «Граф Калиостро», написанной в 1921 году. Сценарий написал Григорий Горин.
По сюжету, в 1780 году величайший авантюрист XVIII века Джузеппе Бальзамо, именующий себя графом Калиостро, магистром тайных сил и чародеем, прибывает в Петербург. После неудачных гастролей ему приходится бежать от погони, посланной графом Потемкиным.
Калиостро делает остановку в доме приболевшего помещика – граф обещает излечить больного, если тот отпустит вместе с ним дочь Машу. Она нужна Калиостро, поскольку при помощи девушки маг пытается вывести формулу любви, бросив тем самым вызов Всевышнему.
Граф и его спутница оказываются в поместье молодого дворянина Федяшева, который влюблен в мраморную статую и просит своего гостя оживить ее. Но в какой-то момент все начинает идти не так, как запланировал Калиостро.
Понятное дело, что авантюрист Калиостро не обладал никакими сверхспособностями, ну, максимум, был хорошим фокусником и мастером подчинять себе человеческую волю, что тоже своего рода сверхспособность.
«Шанс» (1984)
Фантастическая комедия режиссера Александра Майорова, ставшая экранизацией повести Кира Булычева «Марсианское зелье». Фильм интересен и ярким сюжетом, и редким синтезом комедии и фантастики.
По сюжету, в середине XVII века казак по имени Алмаз Битый спас от медведя инопланетянина. В благодарность тот одарил землянина эликсиром молодости. Благодаря этому Алмаз и его подруга Милица дожили до XX века. Настало время опять вернуть молодость, и Алмаз возвращается в город Великий Гусляр, где хранится эликсир. Однако тайна оказалась случайно раскрыта, и нескольким горожанам удалось хлебнуть «марсианского зелья».
Одним молодость дала новые силы для жизни, другим же – проблемы и неприятности. В финале инопланетянин оставляет второй шанс заново прожить жизнь только тем, кто по-настоящему хочет и достоин этого.