Содержание
Vesti.ua рассказывают о большой премьере обновленного балета “Снежная королева”
В Национальной опере Украины прошла большая премьера обновленного балета “Снежная королева”. Vesti.ua побывали на генеральной репетиции спектакля, который заменил в рождественской афише запрещенный “Щелкунчик”.
“Все наши люди сегодня испытывают боль, поэтому настаивать на Чайковском мы не имеем права”
Балет “Снежная королева” станет главным событием новогодней афиши Национальной оперы. 30 и 31 декабря его будут давать дважды – в 15:00 и 17:00, а начиная с 2 января, спектакль будут показывать ежедневно, вплоть до 8 января. Раньше в таком плотном графике давали “Щелкунчика”, но в этом и есть главная интрига: балет “Снежная королева”, поставленный по мотивам одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена, отныне должен заменить в репертуаре театра другую европейскую сказку – всеми любимого “Щелкунчика”. По большому счету это невозможно. Потому что “Щелкунчик” – это прежде всего многолетняя традиция, это магия праздника, это удивительный новогодний балет, по ходу которого дети и взрослые всего мира загадывают желания. Какой еще балет в мире способен потягаться с ним в этом?
Увы, Петру Ильичу Чайковскому, музыкальному гению с украинскими корнями, угораздило творить в XIX веке в России, которая стала в 2022 году страной-агрессором. Потому сегодня музыка композитора в Украине под логичным запретом.
Vesti.ua спросили у хореографа Виктора Ищука, насколько, по его мнению, отмена “Щелкунчика” – это правильная история.
“Это очень трудный вопрос, и ответить на него однозначно почти невозможно. Но у меня есть свое собственное видение этой ситуации, – сказал нам хореограф “Снежной королевы”. – Сейчас, когда идет горячая стадия войны, мы должны уважать чувства украинцев, многие из которых что-то потеряли в ходе войны или вообще потеряли все. Все наши люди сегодня испытывают боль, поэтому настаивать на Чайковском мы не имеем никаких моральных прав.
У Чайковского есть украинские корни и у него есть музыка, в которой присутствует украинский колорит. У него есть симфоническая музыка, которая звучит именно как украинская музыка. Навсегда отказываться от Чайковского, чье творческое наследие является мировым достоянием, – это неправильно. Но мы сначала должны победить в этой войне, а дальше посмотрим”.
Для балетного репертуара табу на музыку Чайковского – катастрофа. Мы ведь потеряли не только “Щелкунчика”, но и “Спящую красавицу”, и “Лебединое озеро”.
Но разговор сейчас именно о “Щелкунчике”, на которого билетов в декабре и январе было не достать, потому что народ начинал раскупать их еще летом. Предвкушая еще в августе атмосферу Рождества в Национальной опере.
Весной 2022 года стало понятно, что Чайковский – “все”, и что в декабрьской афише образовалась дыра. Тогда-то все, достаточно поредевшие из-за войны, творческие силы театра были брошены на то, чтобы найти “Щелкунчику” замену. Вспомнили о “Снежной королеве” – балете, поставленном хореографом Анико Рехвиашвили, увы, ныне уже покойной. Его премьера состоялась летом 2016 года, по поводу чего сама Анико говорила, что “это, как мороженое в жару”. Спектакль сразу привлек внимание ценителей жанра. Дело в том, что Анико придумала этот балет, положив оригинальную хореографию на компиляцию музыкальных произведений известных композиторов. Проблема оказалась лишь в том, что 80% “Снежной королевы” было поставлено на музыку опять-таки русских композиторов: все того же Чайковского, а еще Лядова и Глазунова. От них тоже пришлось отказаться. Поскольку спектакль был востребован публикой и от него никак нельзя было отказаться, в театре начали искать этой музыке замену.
«Реставрация балетов — это абсолютно новый опыт»
Творческая группа театра, в состав которой вошли дирижеры Николай Дядюра и Сергей Голубничий и хореограф Виктор Ищук, переосмыслили музыкальную составляющую балета. Из него были изъяты фрагменты произведений российских авторов и заменены на музыку французских композиторов. Основа обновленного спектакля “Снежная королева” – это музыкальная компиляция произведений Эдварда Грига, Жюля Массне, Жака Оффенбаха и других знаменитых французов.
Трудно ли было убрать одну музыку, вставить на ее место другую и при этом максимально сохранить хореографию Анико? Этот вопрос мы задали хореографу Виктору Ищуку. “Это очень тяжелый труд, – вздохнул хореограф. – Месяцы ушли на то, чтобы найти подходящую музыку, которая подходила бы под саму историю, под танец. Мы искали ее все лето. При этом искали малоизвестную для зрителя музыку, чтобы она ни с чем не ассоциировалась, чтобы не мешала ему погрузиться в историю Кая, Герды и Снежной королевы”.
Виктор Ищук говорит, что “реставрировать всегда труднее, чем ставить новое. Честно, я не слышал, чтобы такой опыт вообще существовал”.
Хореограф признался нам, что еще одной проблемой постановки “Снежной королевы” стали бесконечные замены в составе артистов: “Люди находятся в хроническом стрессе, и многие из-за этого порой не могут работать – некоторые просто выпадают из процесса. Понять каждого можно – обстрелы постоянные, света нет, у кого-то дети где-то там, а они здесь. Из-за этого у многих возникают депрессивные состояния. Но что поделать, ведь каждый из нас жил до войны в своем мире, и этот маленький мирок вдруг взял и начал рушиться. А люди же в театре творческие, эмоциональные… Но тем не менее спектакль готов к премьере”.
“Один балет, две тревоги, поцелуй и загадывание желания”
Признаемся, балет “Снежная королева” мы смотрели очень трудно. Дело в том, что во время генерального прогона, словно назло, дважды начинала звучать тревога, после которой спектакль прерывался на полуслове. Только все растанцевались, и в сердце Кая вонзился осколок волшебного зеркала – первая тревога: артисты в убежище, оркестранты на перекуре.
Отбой. Все возвращаются к творчеству. Герда на сцене отправляется на поиски своего друга, знакомится с семейством воронов и с принцессой. Следом Снежная королева прибывает на санях, запряженных оленем, чтобы забрать замерзающего Кая в свое царство. И в этот момент звучит вторая сирена.
Сразу скажем, что мы все-таки увидели финал “Снежной королевы”, потому чтоу нас была задача найти в балете тот момент, когда можно загадывать желание. Помните, в “Щелкунчике” и дети, и взрослые делали это, когда в гостиной росла новогодняя елка. В “Снежной королеве” тоже есть елка в самом начале, но ей по сюжету уделяют мало внимания. Поэтому загадывать желание мы предлагаем в самом финале, в тот момент, когда чары Снежной королевы рассеиваются, зима отступает и Кай с Гердой впервые целуются на фоне цветущих маков. Впрочем, загадывать победу Украины вы можете хоть в каждой сцене – не запрещено.
В целом же “Снежная королева” – очаровательный балет. Здесь сошлось все: удивительная зимняя новогодняя история, яркие персонажи, красивая музыка и тонкая хореография. Героиня здесь проходит огонь, воду и медные трубы, чтобы спасти своего друга. А когда человек очень чего-то хочет, все получается, и даже могущественная магия перед этой целеустремленностью бессильна. Почему? Да потому что свет всегда побеждает тьму.
Для взрослых “Снежная королева” – это повод на два часа вернуться в детство, а для детей посмотреть знакомую по книге и мультфильму историю на сцене.
“Какой рост у Снежной королевы”
Пока длилась тревога, Vesti.ua воспользовались моментом и пообщались в убежище, которым в театре служит зона гардероба, с исполнителями главных партий.
Первой к нам присоединилась балерина Анастасия Шевченко, которая танцует в спектакле Снежная королеву. Балерина и в жизни королева, высокая (рост Насти – 179 см), статная, независимая.
“Каждый раз, когда я танцую эту партию, – у меня мурашки по коже, – признается Анастасия Шевченко. – Образ неимоверно эмоциональный. Но я хочу сразу свою героиню защитить: она – не злая, она – красивая и она – королева, которая привыкла получать желаемое. Но при этом в ней масса благородства, поэтому она в финале отступает, чувствуя силу дружбы Кая и Герды”.
К нам присоединяется исполнительница партии Герды – балерина Татьяна Лезова. В отличие от Снежной королевы, она, наоборот, миниатюрная красавица. Таким как раз и достаются партии юных героинь, которые отважно борются за свое счастье.
Татьяна рассказывает, что очень любит эмоциональные партии, где персонаж по ходу истории меняется. Любит партии, где есть серьезная актерская работа, таковой и является образ Герды, поэтому танцевать ее интересно.
“В целом же сегодня репертуарный голод существует, – говорит Татьяна Лезова. – Потому что очень много спектаклей из репертуара изъяли. Очень хочется танцевать современные украинские балеты, но больше всего хочется создать балет о победе Украины“.
“На 17-й этаж балеринам подниматься очень вредно“
Поскольку наше сидение в убежище затянулось, спрашиваем у Татьяны, чем она занимается в свободное от балета время.
“Люблю вышивать бисером, а еще готовить”, – улыбается балерина, и в этот момент мы нечаянно задаем балетной приме вопрос, какая у нее дома плита – электрическая или газовая. И буквально на глазах Лезова-Герда выходит из образа и, как простая женщина, чуть ли не со слезами начинает жаловаться, что плита электрическая, поэтому готовить она не может, а еще живет она на 17-м этаже и теперь ей после репетиций и спектаклей каждый день приходится карабкаться на этот Эверест.
“Но вы же человек тренированный”,– возражаем мы. “Да нет, суставы у танцоров у всех болят, а подъемы по ступенькам суставам очень вредны”, – возражает балерина. Артист Ярослав Ткачук, который танцует в балете партию Кая, этот атлетически идеально сложенный мужчина, тоже жалуется, что на 17-й этаж ходить трудно, и тут мы понимаем, что Татьяна и Ярослав взбираются на свой Эверест вместе, потому что они пара и уже давно. Так разговор о балете и творчестве вдруг переходит в раздел светской хроники. Оказывается, Кай и Герда и в обычной жизни любят друг друга, что очень даже интересно.
Последнее, что мы успеваем спросить у Татьяны Лезовой перед тем, как ее вновь пригласят на сцену, это о том, собирается ли она готовить праздничный стол на Новый год, учитывая тот факт, что 31 декабря она танцует в театре Герду.
“Собираюсь, потому что гости к нам придут, – признается балерина. – А у меня спектакль 31 декабря заканчивается после 19:00 – в этот день я уже ничего на кухне не успею – опять-таки эта электрическая плита. Поэтому как хозяйка начинать готовиться к торжеству я буду уже 28 декабря, чтобы и оливье успеть, и в свет вписаться“.
Тут хочется попросить прощения за небольшое лирическое отступление. И напомнить, что впереди 11 (!) премьерных спектаклей “Снежной королевы”.
Очень хочется надеяться, что в театре будет аншлаг, ведь балет действительно замечательный. А еще хочется надеяться, что тревог не будет, и все зрители смогут погрузиться в магию праздника. Она обязательно будет, потому что артисты балета считают, что подарить людям сказку в такое сложное время – это личная миссия каждого из них. А с таким настроем мы всего добьемся.