Содержание
ТОП-10 самых успешных фильмов в Украине
Борьба с пандемией и ограничения посещения кинотеатров во всем мире не помешали фильму «Человек-паук: Домой пути нет» установить рекорд. Но, кроме этого, в мировом прокате появилась новая тенденция – сразу три китайских фильма оказались лидерами.
Vesti.ua проанализировали кассовые сборы украинского и мирового проката за прошедший год, и, скажем честно, поводов удивляться нет.
Украинский рекорд «Человека-паука»
Самым успешным фильмом года как в украинском, так и мировом прокате стал «Человек-паук: Домой пути нет». Несмотря на то, что в Украине на момент его выхода действовали определенные ограничения посещения кинотеатров – у зрителей проверяли ПЦР-тест или справку о двойной вакцинации – фильм все равно стал рекордсменом. Причем «Человек-паук» не просто стал самым кассовым фильмом года, но и самой успешной картиной в украинском прокате за последние десять лет. Этот фантастический экшен собрал 160 186 969 грн, и это на 9 миллионов гривен больше, чем «Мстители: Финал». Но разрыв может увеличиться, поскольку картина еще в прокате.
В мировом прокате «Человек-паук» тоже прошел с таким успехом, будто никаких ограничений на посещение кинотеатров и не было. «Домой пути нет» стал не просто самым успешным фильмом года, но и занял восьмое место в рейтинге самых кассовых в истории кино. На данный момент он находится на восьмом месте, собрав 1,5 млрд долларов. Здесь он не обошел «Мстителей», но зато стал самой успешной картиной среди всех «Пауков».
По мнению экспертов, это связано с тем, что история стала более универсальной.
«Этот «Человек-паук» рассчитан на более широкую аудиторию, чем предыдущие фильмы. Главный герой стал старше, и таким образом стал интересен не только подросткам, которые раньше на него ходили, но и аудитории постарше. Кроме этого, здесь появился Бенедикт Камбербетч, которого как раз и любят зрители старше двадцати. И эта ветка начала превращаться в отдельную вселенную, где, кроме Человека-паука, есть герои, которым уже посвятили отдельные фильмы. В частности, Доктор Стрендж«, – говорит кинокритик Евгений Ясенов.
Кроме сюжетных поворотов и пересечений, которые MARVEL делает регулярно и таким образом повышает интерес и кассу экранизаций своих комиксов, для такого успеха есть и другие причины. По мнению директора сети кинотеатров «Планета Кино» Натальи Байдан, дополнительному успеху «Домой пути нет» способствовали «президентская тысяча», которую многие украинцы решили потратить именно на кино (но это касается всех тех картин, которые вышли перед Новым годом), а, кроме того – формат проката.
«Человек-паук» вначале показывался только в кинотеатре, и его нельзя было увидеть сразу на стриминговых платформах. А вот новую «Матрицу» продюсеры запустили параллельно в кинотеатрах и на стриминговых платформах, и из-за этого у первой картины большая касса по всему миру, а у Ланы Вачовски – недостаточно хорошо именно в тех странах, где стриминговые платформы являются источником доходов для кинопродюсеров«, – объясняет Наталья Байдан.
Китайский успех нас не коснется
Кроме «Человека-паука», есть еще четыре картины, на успехе которых в Украине карантинные меры не отразились. Они собрали столько же, сколько собирают успешные картины в нашей стране всегда. «Дюна» оказалась на втором месте, поскольку вышла в тот момент, когда были сняты ограничения посещения кинотеатров, и зрителей массово, соскучившись по зрелищам, «ломанулись» в кино. А «Веном 2: Карнаж», «007: Не время умирать» и «Форсаж 9: Неудержимая сага» были одними из самых ожидаемых, поскольку все это продолжения очень успешных франшиз, поэтому и собрали в Украине столько же, сколько и предыдущие части.
Однако, если сравнивать с мировым прокатом, то ситуация немного другая. Хоть в ТОП-10 они и попали, но выше их, неожиданно, оказались китайские фильмы. В рейтинг самых успешных картин мирового проката попали сразу три китайских ленты:
В Украине ни одну из этих картин не показывали, и вряд ли они доберутся до наших кинотеатров.
«Успех китайского кино хоть и есть, но он условный. Причина в том, что китайская аудитория в кинотеатры возвращается быстрее, чем американская. Кроме того, это достаточно массовая аудитория – больше чем в США, и это стало причиной того, что локальные китайские фильмы, которые не имели широкого проката за пределами своей страны, собрали такую большую кассу. К китайскому кинорынку нам, кинопрокатчикам, стоит присмотреться повнимательнее, но эксперименты, которые мы уже проводили в прошлом году, показали, что украинский зритель массово на китайское кино пока не идет. Поэтому их фильмы, которые попали в ТОП-10 мирового проката, вряд ли окажутся в украинских киенотеатрах«, – считает Наталья Байдан.
Советская любовь к Киану Ривзу и Гуччи
Еще одно заметное отличие украинской десятки от мировой в том, что наши зрители поддержали гривней несколько картин, которые оказались далеки от статуса фаворитов в мировом прокате – «Дом Гуччи», «Матрица: Воскрешение» и «Гнев человеческий». В мировом прокате они заняли 36-е, 37-е и 40-е место, соответственно, и мировые кассовые сборы говорят о том, что эти фильмы вряд ли принесут своим создателям прибыль.
«В нашей стране, да и на всем постсоветском пространстве отношение к «Матрице» всегда было особым, поскольку первая часть вышла в конце девяностых, и наши зрители больше, чем в других странах примеряли увиденное на себя. Эта картина объясняла многим, что творится в нашей стране после распада СССР. Мы смотрели этот фильм, как о себе. Неудивительно, что Киану Ривз после этого стал для нас одной из главных голливудских звезд, и почти все его картины, которые выходили после «Матриц», были не очень успешны во всем мире, но очень популярны у нас«, – объясняет Евгений Ясенов.
Причины успеха «Дома Гуччи» тоже нужно искать в нашем прошлом, а точнее – в моде девяностых годов. Наталья Байдан считает, что массовая мода в нашей стране на яркие футболки с надписью «Gucci» стала одной из причин успеха этой картины в
Украине.
Кроме этого, украинский зритель особо падок на скандалы и обожает смотреть на то, как «богатые плачут». К тому же магнитами для зрителей оказались звезды, сыгравшие главные роли – Адам Драйвер и Леди Гага. Адам сейчас находится на вершине популярности, а Гага, однажды взобравшись на Олимп, продолжает вызывать жгучий интерес публики.
Замыкает десятку успешных в украинском прокате фильмов – «Гнев человеческий». Успех картины, с точки зрения Евгения Ясенова, объясняется тем, что ее снял Гай Ричи. Режиссеру после «Джентльменов» зрители вновь стали доверять и рассчитывали получить стильную историю о бандитских разборках в стиле раннего Ричи. Кроме этого, главную роль в фильме исполнил Джейсон Стейтем, у которого в нашей стране особая популярность – под него «косили» многие, кто увлекался разного рода единоборствами.
Детей трудно вернуть в кинотеатры
Удивило в 2021 году то, что и в украинском и мировом прокате провались все мультфильмы. У нас в ТОП-10 попал лишь один мультфильм – «Душа», он на восьмом месте. Да и тот вышел в последний уик-энд 2020 года, но основную кассу в нашей стране собирал в 2021-м. А в мировом рейтинге в первой 20-ке мультфильмов нет вообще.
«Причина провала мультфильмов исключительно в карантине. Эту аудиторию сейчас сложнее всего вернуть в кинотеатры по всему миру, и Украина не исключение. Тот же Disney все чаще начал показывать свои мультфильмы на стриминовой платформе, и из-за этого снизился доход от кинотеатров. Кроме этого, в США зрители возвращаются в кинотеатры далеко не такими темпами, как в других странах, включая Украину«, – говорит Наталья Байдан.
Украинское кино – опять провал
Украинское кино вновь отстало в своем рейтинге от заграничного. Самый успешный фильм по итогам года «Сумасшедшая свадьба 3» – 28 983 764 грн. Но и этой суммы оказалось мало для того, чтобы оказаться хотя бы в ТОП-20, и, конечно, этого недостаточно, чтобы окупить затраты. У массового украинского зрителя по-прежнему мало доверия к отечественному кино. Если ради голливудских блокбастеров украинцы готовы даже вакцинироваться, то идти на жертвы ради нашего кино пока не собираются.
У украинских продюсеров не получается конкурировать с Голливудом преимущественно из-за того, что аудитория, для которой снимают наши режиссеры, слишком размыта, и часто эти фильмы адресованы зрителям, которые не являются основной аудиторией кинотеатров.