Содержание
Авиакомпания «от Зеленского»: получится ли нам создать свою Turkish Airlines Комментарии: 2 Ратынский Вячеслав / УНИАН Внутренним перевозчикам не дают развиваться огромные аэропортовые сборы, дорогое топливо и административное давление.
При помощи французов
Владимир Зеленский не оставляет попыток оживить рынок авиаперевозок внутри страны. В начале июня он полетел в Кривой Рог рейсовым самолетом, тем самым фактически презентовав это направление. И вот меньше чем через три месяца президент говорит, что новая украинская авиакомпания может появиться уже к концу этого года.
— Мы начинаем работу. В этом году хотим получить конкурентоспособного государственного авиаперевозчика, — заявил Зеленский.
Первую помощь Украине в создании новой авиакомпании оказала Франция, выделив грант для оплаты работы консалтинговой компании. С директором этой компании Марком Роше Зеленский провел встречу 17 августа. Консалтинговая компания Aerogestion будет разрабатывать стратегию новой авиакомпании в Украине.
На сегодня внутренний рынок авиаперевозок в нашей стране развит крайне слабо, но французы настроены оптимистично, уверяя, что воздушный транспорт для Украины очень актуален.
Мечты сбываются?
Напомним, что о мечтах относительно создания авиакомпании мирового уровня Зеленский говорил еще год назад:
— Это моя мечта — создать современную государственную авиакомпанию на уровне Turkish Airlines, Singapore Airlines. Государство готово выделить на это деньги, чтобы построить национального государственного авиаперевозчика, — заявил Зеленский в мае 2020-го.
А спустя год отметил, что отсутствие подвижек в создании национального авиаперевозчика стало одной из причин отставки предыдущего министра инфраструктуры Владислава Криклия.
Появление государственного авиаперевозчика в теории должно обеспечить доступные и удобные перелеты между украинскими регионами, а также способствовать децентрализации международных авиаперевозок. Это означает, что авиаперевозчик не будет делать ставку на хабовую модель перевозок через Киев, когда все пассажиры из регионов вынуждены летать на дальние расстояния с пересадкой в столице.
Упоминание в качестве ориентиров таких гигантов, как Turkish Airlines и Singapore Airlines, как бы намекает о том, что нас, возможно, ожидает авиаперевозчик с полным сервисом. А если так, то пассажиры вернутся в те далекие и беззаботные времена, когда им не надо было доплачивать за каждое движение — от выбора места рядом со своим попутчиком до лишнего килограмма в ручной клади.
С другой стороны, это означает, что цена билета у новой авиакомпании будет выше, чем у конкурентов-лоукостов, то есть на полеты по 15-20 евро можно не рассчитывать. Но тут главное, чтобы в итоге не вышла самая неприятная для пассажира комбинация: сервис, как у Ryanair или Wizz Air, а цены — как у Turkish Airlines и Singapore Airlines.
Зачем нам еще одна авиакомпания?
У всех, кто летал на самолете последний раз 20 лет назад, а то и раньше, возникает резонный вопрос — а нужна ли нам еще одна авиакомпания в нынешнее время? Как она впишется в этот рынок и получится ли у нее быть прибыльной?
На эту тему «КП в Украине» побеседовала с транспортным экспертом Василием Шевченко. И он с ходу разрушил все мечты о «Turkish Airlines украинского разлива», напомнив, что турки, заходя на рынок, имели чуть больше, чем пара бэушных самолетов.
— Какой бы оптимистичной ни была подача президента, нужно смотреть на ситуацию реалистично, — говорит Василий Шевченко. — Сначала была информация о том, что летать новая авиакомпания будет на двух «Боингах» 2010 года, которые до этого были в лизинге у авиакомпании МАУ, позже сообщили о том, что будут эксплуатироваться четыре самолета. Согласно инсайдерской информации, новый авиаперевозчик будет выполнять чартерные рейсы, ориентируясь на сотрудничество с туроператором Tez Tour. И я считаю, что это верное направление: сейчас действительно подходящее время для входа в рынок чартерных перевозок. Сегодня на рынке предложений самолетов много, а вот желающих их брать — мало. Также много предложений пилотов, притом, что их зарплаты немного просели. Так что войти на рынок вполне реально.
Что касается направлений, то, говорит Шевченко, скорее всего, это будут Турция и Египет, поскольку в эти страны есть стабильный поток наших путешественников, а, кроме того, там упрощенное пересечение границы. Существующая у нас система назначения полетов предусматривает опыт полетов, а у новой авиакомпании его нет. Поэтому они будут получать опыт чартерных перевозок и параллельно претендовать на некоторые маршруты — например, есть информация об их намерении летать в Африку.
А вот прицел на децентрализацию вызвал у Василия Шевченко большие сомнения.
— У нас внутри страны огромные аэропортовые сборы, которые просто не дают развиваться внутренним перевозчикам, да и топливо у нас дороже, чем у европейских партнеров, — поясняет эксперт. — Плюс административное вмешательство. К сожалению, сегодня авиационные власти вместо того, чтобы озаботиться безопасностью авиаперевозок, занимаются коммерческой деятельностью: прикидывают, какие коммерческие рейсы будут успешными, а какие — нет, и принимают решения о назначении полетов. Между тем, аэропорты вполне в состоянии решать эти вопросы самостоятельно.
Говоря в общем, перспективы новой авиакомпании зависят от целого ряда факторов, считает Шевченко. Прежде всего надо видеть финансовый план авиакомпании, а также подтверждения, на каких перевозках они зафиксированы. Да и в целом непонятно, как будет развиваться рынок туристических услуг в связи с коронавирусом.