Домой Культура Военные истории звезд советского кино

Военные истории звезд советского кино

584
0

Содержание


            Военные истории звезд советского кино

К 23 февраля рассказываем о военном прошлом Юрия Никулина, Анатолия Папанова и других

День защитника Отечества независимая Украина получила в наследство от СССР. Несмотря на то что официально празднование 23 февраля президент Петр Порошенко отменил еще в 2014 году, этот день до сих пор многие считают неофициальным «мужским днем», эдаким противовесом 8 Марта, когда подарки от женщин получают мужчины. 

Учитывая нависшую сейчас над Украиной угрозу войны, Vesti.ua решили вспомнить звезд советского кино, которым пришлось воевать во Второй мировой войне, и их личные истории. В своих автобиографиях и интервью актеры с горечью вспоминали, как им удалось пережить войну, и рассказывали о самых памятных случаях из своей военной жизни.

Юрий Никулин подавил в себе страх смерти

Один из самых популярных советских клоунов и кинокомиков Юрий Никулин попал на первую свою войну в 17 лет. Его призвали в артиллерийские войска в 1939 году, когда Советский Союз попытался захватить Финляндию. О том, как ему пришлось на этой войне, он особо не рассказывал, однако в своих воспоминаниях написал, что именно там впервые попробовал водку. 

«Нам каждый день выдавали 100 грамм водки. Попробовав один раз, она мне очень не понравилась. А вдобавок к ней нам давали 50 грамм сала. Его я очень любил, поэтому всегда выменивал водку на сало», – вспоминает артист. Единственное исключение он сделал спустя месяц после начала службы. В тот день ему исполнилось 18 лет.

В 1940 году советско-финская война закончилась, а летом 1941 года Никулин ждал демобилизации. Однако забыть о службе не получилось – 22 июня их батарея была атакована немецкими самолетами.

Интересно Никулин рассказывал о том, как на войне проявляется, а потом притупляется страх смерти.

«Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. В те секунды, пока снаряд летит, приближаясь, ты про себя говоришь: «Ну вот, это все. Это – мой снаряд». Со временем это чувство притупляется, уж слишком часты повторения. Но первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы как-то сидели на огневой позиции и ели из котелков. И вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком срезало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка. А верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто«, – писал в воспоминаниях Никулин. 

Но больше всего за всю войну будущий артист запомнил 14 января 1944 года. В тот день немцы открыли сильный огонь из дальнобойных орудий. Но, несмотря на грохот, после нескольких бессонных ночей Юрий отключился в блиндаже. Это заметил командир взвода и приказал вынести бойца. И тут же в этот блиндаж попал снаряд. 

Иннокентий Смоктуновский страдал от женских ласк

Один из лучших драматических советских актеров, чей Гамлет до сих пор считается одним из самых выразительных во всем театральном и киномире, начал воевать в августе 1943 года, когда ему уже исполнилось 18 лет. Смоктуновский вспоминает, что из 125 человек, прибывших вместе с ним на фронт, в живых осталось всего четверо. 

И это было не единственное испытание для юноши. Более месяца он провел в плену, где его накрыло сразу несколько тяжелых болезней – как физических, так и психических. 

«Невыносимо было ощущать, что любой из охранников ни за что ни про что в любой момент мог тебя убить«, – вспоминал он в своем последнем телеинтервью. 

Лагерь для военнопленных тогда был на территории Украины. И когда будущей кинозвезде удалось сбежать, он пришел в село Дмитровка Хмельницкой области, где не было немцев. 

«Меня помыли в бане и накормили. Но я не мог есть, потому что организм отторгал пищу. А мыли меня украинские девушки. Это было смешно и трагично – они и я были молоды. Но я был совсем обессилен, а их разрывало от избытка сил. Две из них держали меня, чтобы я не упал, и брались за то место, которое не могу сейчас произнести на публике. А они мыли там с особым натиском«, – рассказывает Смоктуновский. 

При нормальной мирной жизни такому вниманию был бы рад почти любой мужчина, но Иннокентий Михайлович был настолько слаб, что все, что он мог выдавить из себя, это слова: «Не надо!»

Актер вспоминал, что он получил две медали «За отвагу», поскольку совершил на фронте храбрый поступок. «Но эта храбрость была неразумной. Я просто лез на рожон. Меня всю войну вела какая-то шальная сила, и я был уверен, что никакая пуля или осколок меня не могут свалить», – говорил Иннокентий Михайлович. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  HBO закрыл "Мир Дикого Запада" после 4-х сезонов, хотя говорили о пяти

Анатолий Папанов выживал там, где другие умирали

Актер попал еще на финскую войну в возрасте 18 лет, а потом был переброшен на войну с Германией. По воспоминаниям Папанова, он очень часто был на волосок от смерти, когда почти все вокруг гибли, ему удавалось выжить: и в одном из первых боев, когда из его взвода осталось всего шесть человек, и когда в них попал случайный снаряд. Он с товарищами зашел в первый попавшийся блиндаж погреться. Очень скоро прогремел взрыв, и Папанов очнулся с контузией и тремя ранениями на койке в госпитале. Оказалось, что после попадания снаряда в блиндаж всех бойцов засыпало землей, а когда другие солдаты их откопали, то из всего взвода живым был только Папанов.

Зиновия Гердта спасли пижонские ногти

Еще до начала войны Зиновий Гердт стал актером и вошел в профессиональную театральную труппу. Поэтому бронь от призыва в армию ему была гарантирована. Всех актеров, включая его самого, обязали вступить во фронтовые бригады, задача которых была поднимать боевой дух, выступая в частях. Однако он предпочел уйти добровольцем. Вступив в армию, актер стал сапером. В его обязанности входило разминирование тех участков, где должно было пройти наступление. 

От своих однополчан Гердт отличался тем, что предпочитал носить пижонские отрощенные ногти. Солдаты посмеивались над такой причудой, но именно эти ногти спасли его во время очередного задания. Найдя мину, он чуть было не подорвался, но в последний момент длинными ногтями смог открутить нужные винтики и избежал взрыва. 

Но спустя время все-таки произошла трагедия: осколком снаряда Зиновий Гердт был ранен в ногу. С поля боя, корчащегося от боли, но не произносящего ни слова, его вытащила санитарка. Казалось бы, жизнь спасена. Но это было только началом страданий. Ранение оказалось настолько сложным, что в полевом госпитале ему не могли помочь и отправили с санитарным поездом в столицу. 

Эшелон шел месяц, и за это время Зиновию Ефимовичу сделали десять операций. Но это не помогало, началось заражение крови. Поэтому когда его доставили в больницу, врачи хотели ампутировать ногу, но ведущий хирург Ксения Винцентини (первая жена конструктора Сергея Королева) решила попытаться спасти ногу. И одиннадцатая операция прошла успешно. Правда, нога стала короче на восемь сантиметров. 

Однако Зиновий Гердт научился с этим недугом играть в кино, да так, что этого никто не замечал. Но некоторые коллеги об этом все равно знали, а Валентин Гафт даже написал эпиграмму, которую однажды прочитал на телевидении:

О, необыкновенный Гердт,

Он сохранил с поры военной

Одну из самых лучших черт —

Колено он непреклоненный.

Михаила Пуговкина лечили опарышами

Война для актера началась с того, что он записался в народное ополчение, поскольку ему еще не было 18 лет. В первый же день, когда его с однополчанами на тридцати автобусах отправили на фронт, он попал под бомбежку. Уцелело всего две машины — на них увезли раненых. Оставшимся в живых на следующий день привезли лопаты, чтобы они похоронили убитых, а погибло тогда, по воспоминаниям актера, более 150 человек. После этого солдаты начали копать противотанковые рвы.

Год Пуговкин повоевал и уже начал чувствовать себя заговоренным, поскольку вокруг многие погибли, а у него – ни царапины. Но в очередном бою он был ранен осколком гранаты в ногу и лицо. Тяжелые раны стали началом испытания, которое ему пришлось пережить. Антибиотиков катастрофически не хватало, поэтому раны бойцам чистили с помощью опарышей. Зрелище было ужасным, но метод лечения – действенным. 

Однако Михаилу Ивановичу это не помогло – врачи собирались отрезать ногу. Но в день операции пришла директива свести ампутации до минимума, тогда хирург буквально ложкой выскреб гной и зашил ногу. 

Потом Пуговкина много раз перевозили из одного госпиталя в другой, потому что раны заживали очень плохо. В конце концов, он оказался в Тбилиси. Когда актера выписывали, ему выдали новые документы. Правда, в фамилии была допущена ошибка. Благодаря ей он и стал Пуговкиным, ведь настоящая его фамилия была Пугонькин. Но он не стал просить исправить ошибку, поскольку его уже давно многие однополчане и просто знакомые называли Пуговкиным.  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь