Содержание
В Музее Гончара открылась выставка в поддержку дома-музея Полины Райко в Олешках
В Музее Ивана Гончара на столичном Печерске открылась уникальная выставка “Спецоперація “Зруйнувати рай”. В экспозиции, которая действует во дворе музея, представлены фотографии расписанных интерьеров дома художницы-самоучки из Олешек Полины Райко. Дома-музея в оккупированных Олешках, который благодаря таланту простой женщины с Херсонщины превратился в бесценное арт-пространство, расписанное в стиле наивного искусства.
Как рыбы-лебеди бабы Полины “уплыли” в Днепр
Сегодня Олешки на слуху – этот город на Херсонщине с первого дня войны находится в оккупации. Дом-музей Полины Райко оккупанты не тронули: наивное искусство – не холодильник и не ковер, его к танку не прикрутишь. Но вот вода фрески бабушки Полины не пощадила – из-за взрыва россиянами Каховской ГЭС и случившегося после него наводнения, мы практически потеряли наследие художницы Райко.
В свое время государство тянуло с признанием этого дома-музея, хотя он был настоящим чудом. Полина Райко начала рисовать в возрасте 69 лет, после того, как потеряла по очереди всех родных – дочь, сына и мужа. До того момента, как она взялась расписывать комнаты в своем доме, женщина никогда не держала в руках кисть. Но, видимо, драматические обстоятельства ее жизни потребовали от нее неоднозначных шагов. Мы можем сказать, что она занялась арт-терапией, а односелчане бабы Полины шептались, что она взялась рисовать, чтобы не сойти с ума.
За шесть лет Полина Андреевна расписала шесть комнат вместе с потолками и летнюю кухню в придачу, а еще гаражные ворота, калитку и забор. И это были уникальные росписи, не похожие ни на что. В результате дом Полины Райко превратился в волшебную шкатулку, населенную ангелами, фантастическими животными и птицами, мифологическими существами и невиданными растениями, ну и изображениями людей, которых она знала.
Еще при жизни художница принимала в своем доме всех людей, которым было интересно ее искусство, и рассказывала, что в каждом моменте своего творчества она чувствовала присутствие Бога.
«Дивлюсь, начебто я не сама. Гляну, гляну – хіба це я малюю?! Сама собі не вірю. І в душі так радісно! Та невже це я малювала?! Ну не віриться, що – я, понімаєте?.. Душа моя, як на небі літає. Радість така! Забуває горе все. Я відчуваю, що я не одна… Малюю, співаю і Богу молюсь», – признавалась художница.
В 2004 году эта удивительная женщина умерла, и уже после ее смерти мир признал, что талант этой художницы, работавшей в стиле наивного искусства, можно поставить на одном уровне с Марией Приймаченко. Вот только 7 июня в дом-музей пришла “злая” вода. Везде, где вода достала, она смыла штукатурку, и рыбы-лебеди бабы Полины “уплыли” в Днепр.
К счастью, в 2013 году в доме-музее Полины Райко побывала экспедиционная группа Музея Ивана Гончара. Специалисты зафиксировали все интерьеры дома в хорошем качестве. В 2023 году, когда стало известно, что дом-музей Полины Райко очень сильно пострадал, было решено организовать в Музее Ивана Гончара благотворительную выставку “Спецоперація “Зруйнувати рай” в поддержку разрушенного объекта культурного наследия.
Фотографии, сделанные в Олешках, были распечатаны на огромных полотнах из водоотталкивающего материала, и сегодня на выставке, действующей во дворе Музея Ивана Гончара, можно увидеть объекты стен с росписями Полины Райко в полном масштабе.
Выставку назвали “Спецоперація “Зруйнувати рай”. “Против нашей культуры уже долгое время организовывается много спецопераций искусства, но мы должны пресекать любые намерения врага разрушить культурные традиции украинцев”, – говорит директор музея Петр Гончар.
“Это другое искусство… невиданное!”
От этой выставки остается удивительное ощущение. Казалось бы, вот привычный двор музея, за которым виднеются купола церквей Киево-Печерской лавры. Место сильное, намоленное. И вдруг на стенах здания музея ты видишь интерьеры Полины Райко – яркие и странные. И каждый объект словно портал в другое измерение. И этот портал манит тебя, завораживает, и в какой-то момент приходит ощущение счастья, потому что каждая птица и каждая рыба тебя радует, и даже от копий идет светлая энергия. .
“Это другое искусство, невиданное, – сказал по поводу этих объектов директор музея Петр Гончар. – Эти люди рисовали без всяких ограничений и выходили за границы того, что можно постичь умом, потому что просто не знали, что эти границы существуют, и порой заходили на удивительные территории”.
Можно ли будет после окончания войны восстановить росписи Полины Райко. Специалисты говорят, что есть художники, которые готовы это делать по хорошим фотографиям, которых хватает.
Но пока Олешки в оккупации, об этом думать рано. И сегодня разрушенный дом-музей Полины Райко можно воспринимать как символ всех семей, которые потеряли свои дома. По очень приблизительным подсчетам, за время войны без дома осталось 4,5 миллиона украинцев. И каждый дом нужно будет восстановить. Но только война пока идет и разрушает все новые «семейные гнезда» и все новые объекты украинского культурного наследия.
Но мы должны быть крепкими. И поэтому сегодня история Полины Райко – это тот путь самотерапии, который может пригодиться каждому травмированному войной человеку. Баба Полина начала рисовать в 69 лет, когда ей было очень плохо и своим искусством она исцеляла себя. И сегодня каждому украинцу нужно научиться исцелять себя. А для начала нужно просто прийти в Музей Ивана Гончара посмотреть на потрясающие интерьеры Полины Райко, погрузиться в мир этой удивительной женщины, постучать в одну из ее дверей и сделать селфи на фоне ее экзотических ягуаров.
Вход на выставку – свободный. Будем благодарны, если посетители смогут поддержать Фонд им. Полины Райко, который занимается домом художницы.