Содержание
За что борются сотрудники главного музыкального театра страны и почему их не слышат
Пока страну лихорадит от войны, украинскую культуру лихорадит от некоторых действий Минкульта. На сей раз ведомство под руководством Александра Ткаченко угодило в скандал с Национальной оперой Украины. В этой истории есть все: массовая акция сотрудников театра у стен министерства, требование справедливости, вызов полиции и письмо Зеленскому. Vesti.ua разбирались в ситуации.
“Наши голоси почув світ – чи почує їх Міністр?”
После очередной порции ночных обстрелов утром 1 июня сотрудники Национальной оперы Украины умылись и отправились не на работу в театр, а под стены здания Министерства культуры и информационной политики Украины. За день до этого коллектив театра единодушно решил провести под Минкультом акцию “Наші голоси почув світ – чи почує їх Міністр?”. Судя по всему, людям, измученным 16-месячным стрессом войны, наболел произвол чиновников.
В назначенное время под министерством собралось около двухсот человек: артисты, оркестранты, балетные, сотрудники технических служб, ну и, конечно, руководство театра. Акция получилась мирной со стороны театра и странной с точки зрения реакции представителей Минкульта: были плакаты с призывами, был поющий хор, был вызов полиции, в общем все, чтобы назвать событие абсурдным. Но именно действия Министерства культуры делают его таковым.
Но все по порядку. Причиной столь кардинальных действий сотрудников Нацоперы стало их желание достучаться до министра культуры Александра Ткаченко и призвать его поддержать решение общего собрания коллектива театра по продлению срока контракта гендиректора – художественного руководителя театра Петра Чуприны.
По мнению сотрудников Нацоперы, чиновники из Минкульта, пользуясь войной, хотят рейдернуть должность гендиректора Нацоперы Украины, и вместо того, чтобы оставить кадровые вопросы на после войны, министерство решило поставить кого-то своего, причем не называя кандидатуру. “Их задача была дотянуть до 5 июня (день, когда заканчивается контракт у Петра Чуприны) и просто назначить кого-то своего. Вот так просто под одеялом втихаря, но нет! – так не будет”, – пояснил для Vesti.ua ситуацию один из представителей театра.
Акцию инициировал профсоюзный комитет театра, и она не была стихийной, потому что накануне события профсоюз театра попросил согласовать ее проведение начальника Киевской городской военной администрации Сергея Попко. Организаторы гарантировали соблюдение требований правил общественной безопасности, а на случай воздушной тревоги обещали спустить всех участников мероприятия в ближайшие к месту проведения акции укрытия. Самое интересное, что утренняя тревога в столице таки случилась, но она закончилась аккурат в 11:00, в момент, когда должна была начаться акция.
Как только под зданием начали собираться люди, в Министерстве культуры не нашли ничего умнее, как запереть входные двери изнутри – видимо, с перепугу, хотя люди на улице вели себя мирно. Почувствовав себя нежеланными гостями, музыканты решили привлечь к себе внимание путем творчества. Сначала на ступеньках министерства выстроился хор театра, и грянул гимн Украины, следом сыграл оркестр.
В ответ сотрудники министерства вызвали полицию. Ее представители, окинув взглядом акцию, переросшую в стихийный концерт, позвонили в министерство и попросили выйти к народу представителя.
Дело в том, что коллектив Нацоперы собрался под стенами министерства не только, чтобы выразить свое отношение к проблеме, но и передать письмо министру, в котором просит Александра Ткаченко не принимать кадровые решения по театру единолично и требует права принимать участие в решении своей дальнейшей судьбы, которого, по чьему-то умыслу, сотрудники театра были лишены.
«Призначення керівника головного оперного театру держави – справа надзвичайно відповідальна, тому наша схвильованість, сподіваємося, цілком зрозуміла? Ухвалення такого кадрового рішення без урахування нашої думки, не видається нам можливим та відповідальним кроком. Ми, колектив театру, категорично не допустимо до керівництва театру чужинця – людину ззовні!” – говорится в письме, подписанном председателем профкома Нацоперы, народным артистом Украины Александром Дьяченко.
В результате двери Министерства культуры все-таки открылись, представитель учреждения принял от участников акции письмо, которое было зарегистрировано и один экземпляр передан руководству театра.
Как выяснили Vesti.ua, результатом акции также стала возможность в этот же день представителям театра встретиться лично с министром Александром Ткаченко и провести переговоры.
“В этой ситуации у нас оставалась только одна возможность донести свою позицию”
Так какие же именно события заставили сотрудников Национальной оперы Украины прийти под стены Министерства культуры? Вот какую версию предоставил Vesti.ua сам театр.
5 апреля 2023 года по контракту истекал срок пребывания в должности генерального директора – художественного руководителя театра П.Я. Чуприны.
В марте 2023 года общее собрание коллектива театра единогласно приняло решение обратиться к министру культуры Украины Александру Ткаченко с ходатайством о принятии единственно возможного и законного решения в условиях военного положения – оставить действующего руководителя театра исполнять свои обязанности до завершения военного положения и проведения открытого и прозрачного конкурса на эту должность в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины.
После собрания коллектива театра, в марте 2023 года, состоялась встреча Петра Чуприны с руководством Министерства культуры. Ему сообщили о продлении полномочий гендиректора – художественного руководителя театра на 12 месяцев.
Однако это обещание не было соблюдено. По неизвестным причинам срок пребывания Петра Чуприны на должности был продлен всего на два месяца – и именно этот срок истекает 5 июня.
Главная проблема этой ситуации в том, что на время военного положения в Украине отменены конкурсы на замещение вакантных должностей национальных учреждений культуры. Если бы конкурс проводился, Петр Чуприна мог бы выставить на него свою кандидатуру и свою программу, как и другие претенденты на этот пост. Список кандидатов был бы заблаговременно обнародован на сайте Минкульта, и тогда бы конкурс проходил прозрачно и справедливо. Но беда в том, что конкурса нет, поэтому Министерство культуры имеет право самостоятельно (читай – единолично господином Ткаченко) назначить человека на должность, не спрашивая мнения коллектива. Так, собственно, и произошло, коллектив крупнейшего оперного театра Украины сознательно был лишен возможности выбирать руководителя.
Два месяца любой коммуникации с коллективом руководство министерства избегало, а просьбы о встрече, направленные министру Ткаченко руководителями творческих цехов и ведущими солистами оперы и балета, были министерством проигнорирована. Мнение коллектива, единогласно поддержанное на собрании, тоже.
По этому вопросу и с просьбой о встрече к министру обращались и председатель профсоюза театра Александр Дьяченко, и главный дирижер театра Николай Дядюра, и худрук оперы Анатолий Соловьяненко, и главный хормейстер Богдан Плиш. Прима Нацоперы Людмила Монастырская направила Александру Ткаченко официальное письмо, но оно, как и остальные просьбы, осталось без ответа.
Тогда представители коллектива Нацоперы обратились с письмами к президенту Владимиру Зеленскому и премьер-министру Денису Шмыгалю.
“Мы просим услышать наш голос и назначить П.Я. Чуприну, под руководством которого театр успешно работает в Украине, так и на самых престижных сценах мира, руководителем ГП “Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко” до завершения военного положения и возможности проведения открытого и прозрачного конкурса. Мы, коллектив театра, категорически не допустим до руководства театра чужака – человека извне”, – говорится в письме, направленном президенту Украины.
И вот здесь от всей души хочется спросить – зачем нам такое министерство, которое через раз оказывается против культуры? Понятное дело, что Зеленский и Шмыгаль сегодня заняты войной, и дело Министерства культуры было именно в том, чтобы не доводить конфликт до той стадии, где бы творческий коллектив театра искал справедливости у первых лиц государства. Зачем тогда нужен такой госорган, как Министерство культуры, когда оно не помогает культуре, а занимается, как говорят сами сотрудники театра, “рейдерством”, защиту от которого приходится искать на самом верху.
Сами сотрудники театра говорят, что в этой ситуации речь уже не о персоналиях и не о том, чтобы сохранить действующего гендиректора на должности, а о том, что чиновникам кто-то дал повод не считаться с мнением коллектива театра и игнорировать его позицию – и этому пора уже положить конец. “В этой ситуации у нас оставалась только одна возможность донести свою позицию и заставить уважать нас, как коллектив, – идти под стены министерства и требовать услышать нас, что мы и сделали”, – говорят сотрудники Нацоперы, и что-то подсказывает, что у них все получится.