Содержание
Украина может лишиться Национального отбора на Евровидение
Украинский Национальный отбор на Евровидение может превратиться в войну бюджетов, которые артисты готовы тратить на участие в конкурсе. При этом очередного участника могут вообще выбрать тайным голосованием, а само отборочное шоу исчезнуть. Такая угроза появилась после того как телеканал СТБ заявил, что спустя шесть лет прекращает сотрудничество с «UA: Перший» в подготовке и проведении Национального отбора на Евровидение.
В чем реальная причина разрыва между каналами, генпродюсер «UA: Перший» Ярослав Лодыгин комментировать отказался, а менеджмент СТБ дал понять, что это связано с желанием национального вещателя единолично транслировать основной конкурс Евровидение. В последние годы, когда Нацотбор организовывало СТБ, не только выбор украинского участника, но и основной конкурс транслировало два канала, и это негативно сказывалось на рейтингах «первого». Поэтому «UA: Перший» решил самостоятельно заниматься подготовкой и трансляцией конкурса. Vesti.ua разбирались, как это отразится на шоу и участниках.
«UA: Перший» не способны провести качественное шоу
Музыкальный продюсер Национального отбора на Евровидение Руслан Квинта и экс-продюсер Джамалы Игорь Тарнопольский солидарны в том, что отказ от дальнейшей работы с СТБ над шоу будет иметь только негативные последствия.
«Мне немного грустно, что так произошло. Это будет возврат в прошлое, когда участника Евровидения отбирали путем внутреннего голосования и никакого шоу не было. Если нацотбор будет проходить в таком формате, то интерес у многих артистов к этому конкурсу пропадет, потому что артисты часто подавали заявки на участие для того, чтобы заявить о себе«, – говорит Руслан Квинта.
Правила проведения конкурса не запрещают отбирать участников «за закрытыми дверями». Так, например, регулярно делает Россия, за исключением этого года. Но проблема не только в том, что конкурс может перестать быть прозрачным. Успехов у «келейного» варианта, когда победитель нацотбора фактически назначался, было немало – победа Русланы, вторые места – у VERVA SERDUCHKA и Ани Лорак и третье место – у Златы Огневич. Опасение есть в том, что национальный отбор может исчезнуть как телешоу.
«UA: Перший» каждый год жалуется на то, что у них не хватает денег на проведение телеконкурса. Они, к сожалению, на протяжении многих лет показывали свою несостоятельность в этом вопросе и открыто декларировали, что у них нет финансирования на проведение полноценного отбора. После отказа сотрудничать с одним из популярных каналов мы будет наблюдать деградацию этого процесса«, – считает экс-продюсер Джамалы Игорь Тарнопольский.
Напомним, что телеканал СТБ не только проводил конкурс, но и готовил победителя нацотбора для участия в Евровидении.
«В 2016-м на подготовку и поездку Джамалы в Стокгольм телеканалом было потрачено около 1,5 млн гривен; в 2018 году сумма затрат на подготовку и поездку MELOVIN’а составила 2,3 млн гривен. Эти суммы включали в себя подготовку номера под ключ (аранжировка песни, сценографика, реквизит, услуги постановщика и стилиста, спецэффекты и пр.), а также перелеты и проживание артиста и его команды в принимающей стране в период конкурса. Мы сознательно не заявляли какую-то фиксированную сумму помощи победителю, потому что в каждой стране своя стоимость проживания и т.д. Мы хотели всем украинским артистам – как известным, так и начинающим — дать шанс побороться за право представить Украину на международной сцене. Исполнитель на сцене Нацотбора должен был максимально раскрыться перед зрителем, а для этого ему надо было думать только о своей песне, а не о деньгах, которые придется искать в случае победы.
«, — говорит руководитель Национального отбора Наталья Франчук.
Звезды готовы участвовать в нацотборе на Евровидение за деньги
С подключением Константина Меладзе как музыкального продюсера этого конкурса, а потом и Руслана Квинты, национальный отбор превратился в шоу, где наравне со звездами принимали участие молодые, порой мало кому известные исполнители. В этом был плюс и одновременно минус.
По мнению продюсера Оли Поляковой Михаила Ясинского, этот формат не корректен по отношению к звездам.
«Формат прежнего нацотбора привел к тому, что отбил у топовых артистов желание в нем участвовать. Но получилось другое – приоткрывать новые имена. И с группой Go_A это произошло. Появится ли у звезд теперь желание участвовать в нацотборе, зависит от того, каким образом будет организован следующий конкурс. Возможно, это должно быть закрытое голосование известных экспертов за номера и песни, без всяких публичных комментариев в эфире и учет голосов зрителей, как это происходит на самом Евровидении. И не нужно забывать того, что участие в основном конкурсе, обходится артисту дорого. Значит, нужно быть уверенным в том, что артист, который планирует принять участие в конкурсе, обладает достаточным финансовым ресурсом, чтобы подготовить номер, пошить костюмы, обеспечить логистику, заниматься пиаром. А если таких возможностей и, главное, мотивации ехать на Евровидение нет, значит, нужно срезать таких исполнителей на предварительной стадии, чтобы отбор не превращался в площадку для пиара новых песен и новых имен«, – считает Михаил Ясинский.
Действительно, поездки артистов на Евровидение часто обходятся достаточно дорого – порой на это уходит несколько сот тысяч долларов. Сюда входит не только творческая работа, но и обеспечение бытового комфорта – перелет, проживание, а также маркетинговые услуги. Многие же артисты не всегда отдают себе в этом отчет и идут на конкурс исключительно ради пиара в пределах Украины. Поэтому, по мнению Ясинского, такое соседство на конкурсной сцене не совсем оправдано, в первую очередь, для звезд.
«Вы можете себе представить, что MONATIK будет стоять на сцене и выслушивать советы от менее популярных, чем он артистов и которые даже не собираются и не готовы никуда ехать. Как вариант, пригласить его и других профессиональных артистов, которые хотят представить страну на конкурсе и продюсеров, экспертов, которые без всякого отборочного шоу обсудят, кто и с чем поедет на Евровидение, а деньги, отведенные на отборочное шоу, потратить на подготовку артиста«, – отмечает Ясинский.
Проблема подготовки к Евровидению, по словам продюсера, заключается еще и в том, что песня для конкурса не всегда подходит для украинского локального рынка. Только в случае победы она становится в своей стране хитом. В остальных случаях она не всегда подходит для украинской аудитории и рынка.
Так что нужно разделять – хотят продюсеры канала сделать шоу, которое принесет им рейтинги в Украине, или они нацелены на хорошее результативное выступление на самом Евровидении. Ведь эти желания не всегда пересекаются. Чтобы достичь рейтингов, нужно добиться участия звезд в конкурсе. Но в этом случае нужно быть готовыми к тому, что звезды выступать в таком отборочном шоу не будут. Например, Олю Полякову в прошлые годы приглашали принять участие в отборе, но певица запросила за это гонорар – 50 тысяч долларов, чтобы покрыть все расходы на подготовку песни и номера.
На данный момент продюсеры артистов видят выход только в том, что национальному вещателю нужно найти вместо СТБ другой популярный канал, который бы сделал за них всю работу. Еще можно сконцентрироваться на «келейном» варианте и выбирать артиста самим. Но тогда нужно быть готовыми к тому, что общественное мнение будет не на их стороне. А если выступление на Евровидении будет еще и неудачным, то быть готовыми к еще большей потере доверия фанатов конкурса в Украине.