Домой Культура «Спектакль – это продукт»: что представляют собой театры спустя год войны

«Спектакль – это продукт»: что представляют собой театры спустя год войны

116
0

Содержание


            "Спектакль – это продукт": что представляют собой театры спустя год войны

День театра: как украинские театры собираются воевать на культурном фронте 

В начале марта Одесский украинский музыкально-драматический театр им. Василя Василько представил премьеру треш-мюзикла “Карпатский вестерн”, на которой побывали Vesti.ua. А в день рождения Тараса Григорьевича Шевченко руководство Одесского украинского театра собрало под своей крышей директоров и художественных руководителей театров, театральных критиков и журналистов, чтобы обсудить срочные вопросы работы театров в условиях войны. Все тезисы, прозвучавшие в ходе обсуждения, мы предлагаем изучить в Международный день театра. 

Инициатива круглого стола принадлежала директору Одесского театра Юлии Пивоваровой, которая давно мечтала организовать с коллегами – театральными директорами – дискуссию на тему “Театральная деятельность в условиях полномасштабной войны: вызовы, достижения, перспективы”.

География круглого стола впечатляет – Херсон, Николаев, Днепр, Ровно, Киев. Директора театров из этих городов честно признавались, что когда началась полномасштабная война, у каждого присутствовала некоторая растерянность, потому что было прежде всего неясно, нужен ли в условиях войны театр в принципе. Однако ответы на эти вопросы были найдены почти сразу. “Фронт везде”, – сказал себе каждый из присутствующих и уверенно повел свой “театральный корабль” через бурное военное море. Они играли в бомбоубежищах, в госпиталях для раненых воинов, на импровизированных сценах “на нуле”, разыгрывали в подвалах сказки для детей… Они отвлекали и утешали ровно столько, сколько от них этого ждали. Потом театры начали думать о будущем и устраивать премьеры спектаклей, хотя, как было сказано во время дискуссии, “сегодня выпуск спектакля – это подвиг”.

Эти творческие личности за год пережили многое, сегодня же их больше волнуют не реалии, а будущее украинского театра. При этом они уже давно не ждут никакой стратегии от Министерства культуры, хотя этой госструктуре давно бы не помешало разработать стратегию развития культуры в стране в принципе. “О министерстве говорить не будем – оно занимается национальными театрами”, – прозвучала такая фраза, которая подвела руководителей театров “ненациональных” к мысли, что со всеми вызовами военного времени они должны справляться самостоятельно. 

Vesti.ua решили рассказать о руководителях пяти украинских театров, о том, как они пережили год войны и как собираются “воевать” на культурном фронте дальше. 

Одесса:

Мы все делаем “всупереч, а не завдяки

“Собственно, наши театры не только выстояли, но и стали фактически форпостами непоколебимой веры в победу, надеждой и утешением в трудные времена борьбы за свою независимость, свободу и культуру – главное достижение театральных коллективов”, – констатировала Юлия Пивоварова, открывая дискуссию. 

Одесский музыкально-драматический украинский театр им. В. Василько стал первым в городе, который открыл свои двери для зрителя после начала полномасштабного вторжения. 5 июня 2022 года в театре стартовал 98-й сезон в новом формате «Театр в укрытии». Сезон начался с премьеры спектакля «Саша, вынеси мусор», над которым творческий коллектив работал в марте-апреле 2022-го.

Это притом что часть коллектива театра ушла на фронт, кто-то уехал из страны. Чтобы как-то сбалансировать труппу, начали приглашать актеров из других городов – из Николаева, Херсона, Киева. 

В результате за год войны Театр им. В. Василько выпустил 6 (!) украиноязычных премьер. 

Юлия Пивоварова выступила инициатором круглого стола директоров театров

“Я вызовы принимаю абсолютно спокойно. Как для меня, то война началась не в 2022 году, а в 2014-м. За последний год войны Одесса сильно изменилась, и мы постоянно в нашем театре приводили людей в чувство: мы говорили: «Людоньки, подивіться, що відбувається насправді«, – говорит Юлия Пивоварова. 

В 2022 году Одесский украинский музыкально-драматический театр побывал с гастролями в Ивано-Франковском драмтеатре. Его гендиректор Ростислав Держипильский по этому поводу в одном интервью признался: “Для меня это событие имеет символическое значение. Полагаю, что украинский театр на юге и востоке выполняет сегодня важную функцию украинизации общества. У нас, слава Богу, с этим лучше.”

Одессе еще предстоит принять украинский язык. “Когда мы начали развивать репертуар в направлении украинского современного, в полном смысле слова меня спрашивали, что это за проукраинский шабаш происходит у вас в театре. Не понимаю, почему сразу шабаш и не понимаю, что не проукраинское может происходить в украинском театре. Это было очень странно. Я много раз слышала, что «мы не ходим в театр, потому что там украинский язык». Но когда народ понял, что в Театре им. Василько проходят интересные события и спектакли, оказалось, что все очень хорошо украинский понимают. Я разговаривала перед премьерой “Карпатского вестерна” с директорами других театров, которые к нам пришли: все мы сегодня все делаем “всупереч, а не завдяки”, – резюмировала Юлия Пивоварова и призвала театральных топ-менеджеров объединяться и генерировать общую стратегию развития украинского современного театра.

ХЕРСОН:

“Сегодня мы можем играть только три спектакля, завтра их будет больше”

Одним из самых ожидаемых гостей в Одессе стал директор – художественный руководитель Херсонского театра им. Мыколы Кулиша Александр Книга. 

Ситуация в Херсоне требует от директора театра ходить на работу в бронежилете

В конце июля 2022 года Vesti.ua сделали интервью с Александром Книгой, в котором он рассказал нам, как выживает его родной театр в условиях оккупации. Александр Книга в театральной тусовке сегодня считается легендарной личностью – шутка ли, худрук Херсонского театра 40 дней провел в оккупации, был арестован оккупантами, ходил на допросы, чудом вырвался с оккупированной территории, а добравшись до Львова, сумел организовать и провести свой традиционный международный театральный фестиваль “Мельпомена Таврии”, в котором летом 2022 года приняло участие более 60 театров. В  ноябре 2022 года Александр Книга на базе столичного Театра им. Леси Украинки представил премьеру документального спектакля  “Лишатися (не) можна…” – грустную и смешную, очень трогательную и вдохновляющую историю херсонцев, которым выпало судьбой стать свидетелями того, что такое оккупация и приход “русского мира”.

Как только оккупанты покинули Херсон, Книга вернулся в театр и принялся наводить там порядок. Говорят, Александр Андреевич и его актеры по Херсону передвигаются исключительно в бронежилетах, поэтому Vesti.ua обрадовались, увидев Книгу в Одессе живого и здорового – он был свеж, весел, и поскольку дело было 9 марта, каждой встретившейся женщине бравый театральный худрук дарил крошечный пакетик с шоколадкой. И это было мило до слез. 

Александр Книга, режиссер Макс Голенко и худрук Ровенского театра Владимир Петрив в Одессе

Во время круглого стола Александр Книга рассказал о том, что первые спектакли дома труппа театра начала робко играть в укрытии, затем замахнулись на детские новогодние представления, на которых побывало 1700 херсонских детей.

Сегодня театр готовится к полному возобновлению работы. А как только прекратятся обстрелы города, в Херсоне готовы принять те театры, которые готовы приехать с гастролями, чтобы поддержать херсонцев. 

Александр Книга говорит, что труппу театра ему придется собирать еще очень долго – она буквально рассыпана по всей Европе: «Сегодня мы можем играть только три спектакля, завтра их будет больше, но я знаю точно одно – театр нужен нашим зрителям, я вижу это по глазам тех, кто приходит на наши спектакли, по глазам взрослых и детей… и еще я понимаю, что мы нужны государству не меньше, чем наши воины”. 

На днях Александр Книга побывал в Киеве, где встречался с министром Александром Ткаченко, с которым обсудил планы на дальнейшую работу по восстановлению утраченных ресурсов, которые так необходимы для мощной работы на деоккупированных территориях. Ну, может, хотя бы этому театру будет польза от Минкульта. 

А намедни стало известно, что Херсонский музыкально-драматический выступил с инициативой поставить вместе с Кировоградским театром им. Марка Кропивницкого пьесу “Заборонений” о Василе Стусе – недавно в Кропивницком прошла совместная читка пьесы. То есть жизнь идет, несмотря на то, что Херсонщина постоянно находится под обстрелами.

Николаев:

“Люди требуют очищения, а значит, мы нужны”

Николаевский академический художественный драматический театр первым с момента войны избавился от слова “русский” в своем названии. Сделать это 24 февраля и изменить статус театра было гражданской позицией всей труппы.  

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  На аукцион выставили картину Энди Уорхола, которая не видела свет 15 лет

Начиная с Международного дня театра в 2022 году, николаевцы возобновили работу — играли в бомбоубежищах и колесили по прифронтовой территории с концертами для ВСУ и теробороны. Артем Свистун говорит, что это было как дежавю, поскольку во Вторую мировую актеры Николаевского театра тоже ездили с агитбригадами по фронту.

22 сентября ракета оккупантов из РФ прилетела во двор Николаевского театра

А 22 сентября 2022 года во двор театра прилетела ракета, в результате чего в здании вылетели окна, сильно пострадали фасад и стены. К счастью, сцена сохранилась, и 23 сентября на ней, вопреки всему, было проведено мероприятие. “Это была арт-терапия для нас самих, – вздыхает директор – художественный руководитель театра Артем Свистун. – Сейчас у нас осталась всего половина труппы, поэтому восстанавливать спектакли очень трудно”

Улыбка директора Николаевского театра Артема Свистуна после года войны стоит дорого

Сегодня в Николаевском театре идет полный пересмотр репертуара, при этом выездные программы под обстрелами продолжаются, также идет работа в укрытии, где была открыта альтернативная сцена. В марте театр готовит гастрольный тур. “Люди требуют очищения, а значит, мы нужны”, – говорит Артем Свистун. 

А ко Дню театра николаевцы ждут в гости гастрольный десант – со своими представлениями в город приедут театральные труппы из Кропивницкого, Одессы и Херсона.

Днепр:

”С июля по декабрь 2022-го мы сделали в “ДРАМиКОМе” пять премьер – это спасло нас самих”

Директор – художественный руководитель днепровского театра “ДРАМиКОМ” Сергей Мазаный рассказал о том, что с июля по декабрь 2022 года они сделали пять (!) премьер.

Сергей Мазаный (справа) и Александр Книга хорошо представляют, каким должен быть украинский послевоенный театр

«Пять премьер – это немало и для мирного времени, а для военного тем более. Между тревогами и отключениями света мы занимались творчеством, потому что именно работа нас спасала весь 2022 год, и мы вдохновлены продолжать”, – уверил Сергей Мазаный.

Помимо этого, “ДРАМиКОМ” приютил у себя на базе труппу Луганского украинского музыкально-драматического театра под руководством Сергея Дорофеева, которая после 2014 года обосновалась в театре в Северодонецке. Увы, оккупанты здание театра в Северодонецке разбомбили так же, как они сделали это в Мариуполе, и тогда многострадальная труппа перебралась в Днепр. 

Тем не менее, несмотря на вызовы войны, в “ДРАМиКОМе” работают и думают о будущем: к Международному дню театра приурочена премьера спектакля “Кассандра” по одноименной пьесе Леси Украинки, а в апреле представят спектакль “Академия смеха” японского драматурга Коки Митани.

Несмотря на то, что фронт рядом, Театр ДрамиКом дает премьеру за премьерой

Мы думаем о том, каким украинский театр будет завтра. Война – это шанс, который поможет все изменить, избавить от остатков советского наследия, “совковых” рудиментов управления театрами. Хочется верить, что после победы культура выйдет на первый план, и театр в том числе”, – говорит Сергей Мазаный. 

Ровно:

“Все зависит от нас самих и от департаментов театров, если, конечно, там сидят сознательные люди”

Ровенский академический украинский музыкально-драматический театр, по словам его директора – художественного руководителя Владимира Петрива, не работал полгода, а в его стенах находился военный гуманитарный штаб, в работе которого были задействованы и 140 сотрудников театра. Параллельно театр продолжал репетиции.

“Коллектив сохранился почти стопроцентно, уехало всего несколько актрис с маленькими детьми  – и тут нам повезло, потому что нам протянули руку помощи театры Европы, – говорит Владимир Петрив. – В то же время мы взяли в штат 12 человек из театров, оставшихся на оккупированных территориях или близких к линии фронта, в том числе из Харькова и Одессы”. Руководитель театра говорит, что влияние этой свежей крови дало свой мощный толчок ровенской труппе.

Во время встречи в Одессе руководитель Ровенского театра пообщался со своим коллегой из Херсона, и в результате из Ровно на юг отправится генератор, который станет очень полезным подарком от одного театра другому. 

 

А еще Владимир Юлианович шутит по поводу театральной стратегии, что “под лежачий камень коньяк не течет”. “Все зависит от нас самих и от наших департаментов театров, если, конечно, там сидят сознательные люди”, – уверен руководитель Ровенского театра.

К Дню театра в Ровенском украинском музыкально-драматическом театре готовят премьеру «Энеиды»

К Международному Дню театр в театре готовят большую премьеру — «Энеиду» Котляревського на современный лад в жанре эпичного бурлеска. Авторы спектакля говорят, что история прошлого и современности Украины переплетаются очень сильно и что война, описанная Котляревским, очень напоминает ту, которая идет у нас сегодня. 

“Пора признать, что спектакль – это продукт, а театр пора делать модным”

В результате дискуссии руководители театров из разных регионов Украины сошлись на том, что перемены в театральной сфере необходимы. А для этого требуется анализ всего происходящего в театрах, чтобы наметить стратегии развития отрасли. 

“Театр меняется изнутри, и сегодня нужно современным языком маркетинга и менеджмента говорить о продукте, который мы готовим. И пора уже признаться самим себе, что спектакль – это продукт”, – говорят театральные руководители. Журналисты же добавляют от себя, что театральное искусство нужно делать модным для людей, избавляясь от основательно устаревшего принципа “творить искусство только ради искусства”. 

 

Понятно, что в условиях войны подлинным вызовом для многих театральных трупп стало сохранение коллектива. Однако все сошлись на том, что нужно менять многое внутри самой системы. Потому что “театр живет по инструкциям, существующим с 70-х годов, и их нужно переписать”, потому что “тарифные сетки не отвечают современным требованиям театра”, потому что “PR-менеджера хотели бы взять, но такой должности нет в штате – приходится брать пиарщика на должность директора-распорядителя”. 

Если минкульт не собирает директоров украинских театров, они решили собраться сами

“Министерство культуры нам не поможет, потому что оно понимает только цифры. Давайте вообще вспомним, когда Министерство культуры последний раз собирало директоров театров”, – говорит Владимир Петрив.

Все сошлись на том, что кто-то должен лоббировать интересы театра у государства, что театральной общественности нужно гораздо активнее  работать с чиновниками разных уровней, общественным мнением и с руководителями военных администраций.

Театр должен меняться, и делать это нужно сейчас еще и потому, что по окончании войны домой вернутся очень много покалеченных духовно и физически людей. И театр понадобится обществу как один из инструментов инклюзии. Он нужен в таком свойстве уже сейчас. “К нам обратился военный, находившийся в госпитале, с просьбой помочь ему психологически и дать возможность посетить театр, – рассказывает руководитель “ДРАМиКОМа”. – В то время у нас шел  тяжелый спектакль “В конце времен”, я посоветовал пойти на другой. Но парень захотел именно на него, а потом признался, что после увиденного на сцене он окончательно решил, что хочет жить и творить. Для нас это был знак, что мы должны делать свое дело и лечить людей”.

“Мы сегодня воюем за души людей, их разум, за их государственность”, – сказал по этому поводу Александр Книга. 

В результате участниками круглого стола были приняты решения о наработке необходимых документов и обращений к тому же МКИП. Если действовать активно и методично, того и гляди, Минкульт соберет директоров театров, чтобы обсудить с ними стратегию развития современного украинского театра, а может, и стратегию развития культуры в целом. А если нет, то, как пел Сергей Бабкин весной 2022 года, “а далi ми самi” – в этом смысле творческим людям в Украине не привыкать. Но мы же постоянно говорим о том, что война должна изменить Украину и украинцев к лучшему, и если можем давать отпор врагу, объединившись в единый кулак, так почему мы не можем это сделать ради мирных целей?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь