Содержание
Скандальный законопроект №5600: как власть собирается повысить налоги Комментарии: 7 Ратынский Вячеслав / УНИАН Уже на этой неделе депутаты могут начать рассматривать проект закона, который заставит не только олигархов, но и простых украинцев платить государству гораздо больше.
В ближайшее время депутаты могут приступить к рассмотрению законопроекта №5600, который кто-то называет ресурсным, кто-то — «антиахметовским», а кто-то — «экономическим фашизмом». Такие нелестные эпитеты в адрес документа звучат из-за того, что авторы законопроекта под видом борьбы с олигархами закладывают в закон нормы, которые ударят по малому и среднему бизнесу, в том числе и по фермерам, а также по среднему классу. К документу подано более 11 тысяч правок, которыми противники законопроекта хотят максимально затянуть его рассмотрение. Несмотря на это, автор налоговых новшеств Даниил Гетманцев надеется обойти необходимость голосования каждой из правок отдельно и быстро принять документ.
«КП в Украине» разбиралась, каковы перспективы этого законопроекта и что ждет экономику в случае его принятия.
В чем суть
Изначально законопроект №5600 подавался на суд общественности под видом борьбы с олигархами. Основной посыл этого документа был в том, чтобы заставить крупный бизнес поделиться сверхдоходами от высоких цен на железорудное сырье.
Последние полгода цены на железорудное сырье бьют все рекорды. Цена тонны руды доходила до 220 долларов. Сейчас они немного опустились, но все равно остаются на высоком уровне. А налоги на добычу этого ресурса крупный бизнес платит фиксированный. В связи с этим депутаты предлагают ввести плавающую ставку рентных сборов — чем выше цена на мировых рынках, тем больше налогов будут платить предприятия.
Ставка ренты дифференцируется в зависимости от уровня цены: если тонна руды стоит менее $100/т, то придется платить 3,5%, от 100 до 200 долл./т — 5%, если цена превышает 200 долларов за тонну — 10%. По разным оценкам, экспортерам придется заплатить от 230 до 600 млн долларов дополнительных налогов.
Казалось бы, хорошая инициатива — заставить крупный бизнес поделиться сверхприбылями на фоне резкого роста цен на их продукцию. Но депутаты не были бы сами собой, если бы в этот самый законопроект не добавили ряд норм, которые напрямую касаются даже сельского жителя.
Например, этот документ предполагает введение так называемого минимального налогового обязательства для владельцев земельных участков. Если у вас есть земля сельхозназначения, то за каждый год в качестве налога предлагается платить около 5% от нормативной денежной оценки земельного участка. Если учесть, что сейчас 1 гектар в среднем оценивается в 30 тысяч гривен, то за каждый гектар нужно будет заплатить ориентировочно 1500 грн в год. В бюджет за счет этого планируется получить около 10 млрд грн.
Платить такой налог обязаны будут все, даже владельцы небольших земельных участков сельхозназначения площадью от 1 гектара. К слову, депутаты хоть немного подняли минимальную площадь участка. В предыдущей версии предлагалось вводить налог даже на огороды от 50 соток.
Также законопроект предлагает введение НДС при продаже нового жилья. Это может привести к подорожанию новостроек, а также к тому, что инвесторы, которые купили жилье в рассрочку раньше, вынуждены будут доплачивать НДС. Ведь пока рассрочка не выплачена, квартира числится за продавцом и перейдет в собственность покупателя только после окончательного расчета.
За что хвалят и ругают
Законопроект, словом, получился неоднозначным. С одной стороны, налогообложение экспортеров сырья при росте цен — идея хорошая, но зачем это новшество вводить вместе с другими скандальными нормами, не понимает никто.
— К положительным моментам этого проекта можно отнести разве что увеличение рентных платежей по добыче железной руды, — говорит экономист Алексей Кущ. — За последние годы цена на это сырье росла с 50 долларов за тонну до более чем 200 долларов за тонну. Если учесть, что Украина может экспортировать до 40 млн тонн железорудного сырья, то при нынешних ценах речь идет о суммах от 6 до 8 млрд долларов, которые оседают на счетах нескольких финансово-промышленных групп. При этом ренту за пользование ресурсами они платят копеечную.
Остальные нормы законопроекта эксперты ругают. Так, например, введение налога на паи и огороды будет стимулировать владельцев земли ее продавать.
— Мне кажется, что властям важно не просто открыть рынок земли, но и заставить людей продать свою землю, — считает Алексей Кущ. — Сейчас большинство владельцев земли не хотят продавать свои паи и земельные участки. Новый налог будет стимулировать их избавляться от земли.
В сфере строительства эксперты тоже прогнозируют коллапс. Введение НДС при продаже жилья приведет к росту цен.
— Хотя в публичной сфере были заявления, что эта инициатива не повлияет на граждан Украины, вложившихся в новострои, никаких конкретных расчетов опубликовано не было, — говорит эксперт Киевской школы экономики Павел Яворский. — Наше исследование показало, что негативный эффект все же будет. Так, цены на первичную недвижимость вырастут на 1,7-5,6%. Строительство сократится на 1,3-4,2%. И покупатели, и строительные компании понесут существенные экономически потери — до 6 млрд грн в год. Кроме того, сокращение строительства ударит по смежным индустриям строительных материалов, мебели, ремонтных услуг, транспорту и т.д. Единственным выгодополучателем от законодательной инициативы является государственный бюджет, который сможет собирать дополнительные 2,9-4,7 млрд гривен в год.
Экономист Даниил Монин говорит, что такое увеличение налогового давления власть проталкивает на фоне перевыполнения поступлений в доходную часть бюджета в этом году на сумму в 150 миллиардов гривен. То есть государство вполне могло бы обойтись без повышения налогов хотя бы для малого и среднего бизнеса.
Подробнее о том, какие претензии к законопроекту высказывают экономисты и представители бизнеса, читайте здесь и здесь.
Принятие данного законопроекта приведет к тому, что фермеры, которые не желают продавать землю, с «удовольствием» избавятся от паев. Фото: lumix2004 с сайта pixabay
Каковы перспективы
Второе чтение документа должно начаться в ближайшие дни. В планах парламента его рассмотрение значится с 21 по 24 сентября, но, похоже, начнут рассматривать гораздо раньше, чтобы принять до конца месяца. Но вышеупомянутые 11 тысяч правок — если голосовать по каждой — могут затянуть процесс на куда более длительный срок.
Глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев говорит, что будет рекомендовать Раде и своей фракции процедуры постатейного рассмотрения законопроекта. Если такой механизм будет одобрен депутатами, то нужно будет провести вместо 11 тысяч около 100 голосований.
В правительстве пока не разделяют оптимизм Гетманцева. Министр финансов Сергей Марченко заявил, что в законопроект о Госбюджете на 2022 год не будут закладывать миллиарды от повышения налогов, которые вносятся законопроектом № 5600. То есть в правительстве нет уверенности, в том, что документ будет принят.
В свою очередь спикер парламента Дмитрий Разумков также высказывает неуверенность, что законопроект удастся принять с наскока. По его словам, в проекте закона нужно устранить положения, осуществляющие давление на малый и средний бизнес.
Экономисты же говорят, что депутаты, похоже, и сами еще не знают, за что им предстоит голосовать.
— На четверг запланировано рассмотрение законопроекта №5600, — говорит экономист Даниил Монин. — При этом до сих пор нет текста ко второму чтению. Поэтому я не понимаю, за что будут голосовать депутаты.
Похоже, что в процессе рассмотрения этого документа все будет зависеть не столько от здравого смысла депутатов монобольшинства, сколько от того, насколько власть готова ради увеличения доходов бюджета портить свои отношения с избирателями.