Содержание
Михаил Резникович оставил пост генерального директора театра
Внимание! Это необъективный театральный разбор ситуации в Национальном академическом драматическом театре им. Леси Украинки. Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции Vesti.ua.
В украинской театральной жизни небольшое возмущение. Многие десятки лет бессменный художественный руководитель и генеральный директор Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки в Киеве 84-летний Михаил Резникович оставил свой пост.
“Аж не верится. Михаил Резникович оставил пост директора театра Леси Украинки. Ну все, теперь и Путину недолго осталось”, – такой комментарий теперь “сияет” под постом самого Резниковича на его странице в Facebook, в котором он рассыпается в прощальных благодарностях сотрудникам своего театра. Вот только интересно, что за сутки пост самого Михаила Юрьевича собрал семь десятков лайков, а комментарий к нему почти в десять раз больше.
О том, что руководитель Национального академического драматического театра им. Леси Украинки ушел на пенсию, Министерство культуры сообщило еще 30 декабря, как минимум в этот день сообщение появилось на официальном телеграм-канале МКИП.
“Завершается целая эпоха в истории НАДТ имени Леси Украинки, ведь сегодня завершает свой творческий путь в должности генерального директора – художественного руководителя Михаил Юрьевич Резникович, – говорится в официальном сообщении Минкульта. – За время полномасштабного вторжения Михаил Юрьевич по состоянию здоровья часто находился на лечении в Великобритании и не мог продолжать активную работу в административной должности, однако активно помогал театру. Его преемником, исполняющим обязанности директора назначен его ученик и последователь Кирилл Кашликов, который с февраля смог наладить работу театра. Он запустил работу театра уже в апреле и вместе с командой театра перезапустил репертуар на украинском языке и убрал из названия учреждения слово «русский».
Впрочем, запустил работу театра в апреле и превратил “русскую драму” в просто “драмтеатр” именно Кирилл Кашликов, поскольку худрука театра на тот момент не было в стране, а действовать нужно было срочно. Но будем считать, что художественный руководитель из Лондона руководил театром, находящемся в ступоре, куда всю театральную жизнь Украины загнала война.
О том, как дерусифицируются театры Украины, в то время писали Vesti.ua, читайте здесь.
Однако прошло время, и Министерство культуры посчитало, что почтенного Михаила Резниковича все же пора тихо и вежливо отправить на пенсию, как-никак, возраст у него более чем пенсионный – в 2023 году он отметит свое 85-летие. А может, в истории и позиции “железного” худрука “русской драмы” чиновников еще что-то начало смущать, вот и нашли повод избавиться, пока “не расплескалось”, и не начался скандал другого рода, которые сейчас вспыхивают на каждом шагу.
“Убежден, что это может привести к консервации творческого процесса”
Но тихо новоиспеченный пенсионер уйти не захотел.“Я ушел из театра не по своей воле. Я делал, поверьте, все от меня зависящее, чтобы остаться и участвовать в творческом движении театра. Против были два человека – министр культуры и Кашликов. На сегодня им это удалось”, – признал поражение Резникович на своей странице в Facebook.
Но этого ему показалось мало и на уход он разразился открытым письмом, в котором поведал миру, кто виноват в его уходе, и какая катастрофа без него грозит театру, которым он руководил безраздельно, начиная с 1994 года.
В письме, которое автор назвал “Что случилось в театре имени Леси Украинки”, Михаил Юрьевич очень детально рассказал, как торговался за должность с министром культуры Александром Ткаченко. Длинный и пафосный текст – это список всевозможных обид автора письма, отсылки в историю, где с гениями от театра происходили подобные беды, перечень его достижений на ниве худруковской деятельности и ряд предостережений, в которых Михаил Юрьевич предрекает без своего руководства театру гибель в ближайшее же время.
“Убежден, что это может привести к консервации творческого процесса в театре и вряд ли послужит трамплином к поступательному его движению в целом“, – предостерегает автор письма, по ходу также обещая без присутствия себя в роли руководителя потерю театром “масштаба качества во всех компонентах театрального зрелища“ и “деградацию актерской техники“.
Если честно, письмо, написанное уважаемым, в принципе, человеком, буквально кричит о том, что уволили его с должности не зря, поскольку люди, превратившие себя в бронзовый памятник при жизни, не должны руководить творческими процессами. Ну и опять-таки 84 года!!! Господа хорошие, имейте совесть, идите себе на пенсию и, пусть это звучит банально, но дайте уже дорогу молодым. А ведь пан Резникович не единственный такой долгожитель от культуры, сколько таких пенсионеров сидят еще по государственным культурным учреждениям и руководят музами в скучном советском стиле.
“Мы все не сторонники того, чтобы руководителей театров выносили из этих самых театров вперед ногами, но по какой-то причине многие деятели с кем-то наверху успешно договариваются и практически до этой ситуации доводят“, – справедливо заметил знакомый театральный критик.
“Любая история когда-нибудь заканчивается, но бронзоветь не нужно“
Больше всего в письме досталось новому худруку театра – режиссеру и актеру Кириллу Кашликову, который в отсутствие мэтра в первые месяцы войны принял на себя обязанность и. о. директора театра.
Да, Кашликов был студентом Михаила Резниковича, да, он был его правой рукой и последователем. Но почему-то в назначении человека, много лет служившего в этом театре и однозначно чего-то достигшего, автор письма видит только предательство и сговор?
“Моя главная жизненная ошибка имеет имя, отчество и фамилию. Это Кирилл Григорьевич Кашликов, – констатирует Михаил Резникович. – Таков уж этот закон жизни: часто происходит то, чего никак не ожидаешь, что обрушивается, как снег на голову. Так на меня вдруг недавно обрушился ряд поступков Кашликова, которых я никогда не ожидал… Снова торжествует вечная житейская формула: не сделаешь добра – не получишь зла…“
При этом в театральном мире есть те, кто считает, что Кирилл Кашликов “только сейчас по-настоящему “расправил крылья“, а до этого служил своему учителю верой и правдой без намека на подлости и подсиживание“.
О Кирилле Кашликове в открытом письме сказано так много нелестного, что под конец ты просто перестаешь относиться к этому серьезно. Еще один комментарий под историей о письме Резниковича очень удачно резюмировал эту историю: “Просто банальщина, яка часто трапляється у боротьбі за посаду. Він (Михаил Резникович) поставив неуд самому собі. Я подивилася, що цей Кашліков – народний артист України. Або ці звання даються не за талант, а за протекцію, або якщо за талант, то автор лукавить. Просто будь-яка історія колись закінчиться. А бронзовіти не треба. Невідомо як сам автор прийшов до цієї посади, можливо це варто окремої вистави“.
Как Роговцева бунтовала и боролась с турникетом и диктатурой в театре
Vesti.ua поговорили с несколькими актерами о том, что они думают по поводу ухода многолетнего худрука Театра русской драмы, ведь по большому счету театром без слова “русской“ в названии Михаил Юрьевич уже не руководил.
Актеры отводят глаза, отказываются называть свои фамилии и произносят одну и ту же фразу “давно пора“. Потом их прорывает, и они начинают вспоминать.
Кто-то вспомнил очень показательную историю с Адой Роговцевой, которая до прихода Михаила Резниковича в Театр русской драмы была примой. Новый худрук первым делом распорядился поставить на служебном входе турникет-вертушку. Ада Николаевна восстала против этого, она говорила, что театр – это не завод и не режимное предприятие, и что в месте, где живет настоящее свободное творчество, турникеты неуместны.
Актриса как могла игнорировала турникет. Она отказывалась проходить через вертушку и, позабыв о статусе, просто перелазила через нее, даже если была в платье. Бунтующей Роговцевой запретили приходить в театр, а чуть позже она со скандалом из него ушла. Казалось бы, мелочь, но очень ярко характеризующая атмосферу в театре.
Конечно же, не проклятый турникет, ограничивавший личную свободу звезды театра, стал поводом для того, чтобы она написала заявление об уходе. Поводом стали анонимные письма, которые были опубликованы в прессе, и которые, как многие считали, были написаны Дмитрием Табачником, продвигающем в Русскую драму на роль примы свою супругу актрису Татьяну Назарову.
«В театре началась другая жизнь. Я не выношу насилия и диктата. Я настолько дисциплинирована, настолько трудолюбива и старательна, что меня не нужно к этому призывать, учить меня и в чем-то подлавливать”, – эту фразу Ада Николаевна якобы произнесла в сторону Табачника, но, похоже, имела в виду худрука Русской драмы. С Михаилом Резниковичем у актрисы были серьезные творческие разногласия. “Я не потерпела такого пренебрежительного отношения к себе, какого-то одергивания… И выразила протест”, – сказала в 1994 году Роговцева. Конфликт дошел до ситуации “или он, или я”.
“В результате той истории Ада Роговцева, народная артистка СССР, несомненная актриса №1 в родном Киеве, на многие годы осталась без театра и, по сути, была вычеркнута из театрального процесса. А ведь это был главный в ее жизни театр, в нем она прослужила 36 лет“, – говорит актриса, пожелавшая остаться неназванной.
При Михаиле Резниковиче из театра ушла также актриса Ольга Сумская, хотя работала в нем до этого много лет. “Оля ушла не с таким скандалом, как Роговцева, но она тогда, как и сейчас, очень много снималась в кино, а, кроме того, была украиноязычной, то есть имела некую национальную позицию, и художественный руководитель Русской драмы терпеть этого не захотел“, – отмечает актер, который ушел из театра в одно время с Сумской. К слову, Ольга Вячеславовна, как и Ада Николаевна, больше никогда не служила в театре. Выходом для одной и второй стали антрепризы.
“Он убрал “Даму без камелий” только потому, что это был Виктюк”
О диктатуре Михаила Резниковича, как руководителя театра, открыто заговорила в одном из недавних интервью актриса Виктория Билан-Ращук, которая была уволена из Театра им. Леси Украинки в 2014 году из-за своих проукраинских взглядов.
“Михаил Резникович — театральный диктатор, и с его уходом мы избавляемся от этой диктатуры. Этого человека давно нужно было лишить данной должности, – уверена Виктория Билан-Ращук. – Я считаю, что этот человек должен предстать перед законом, должен оказаться на скамье подсудимых и ответить за все, что он сделал. Почему? Потому что культурный фронт воспитывает зрителя, а, кроме того, этот человек преподавал в университете и воспитывал молодежь. А все его спектакли, все его собрания труппы, на которых я лично присутствовала, всегда были настроены на то, что “Боже, как хорошо в России” и «какая Россия молодец». В театре всегда существовала пропаганда всего российского, и мне очень жаль, что только сейчас на это обратили внимание”.
Чего еще точно многие не могут простить Михаилу Резниковичу, так это спектаклей Романа Виктюка “Дама без камелий“ и “Священные чудовища”, которые были сняты новым худруком с репертуара, едва он вступил в должность. “Он убрал их только потому, что это был Виктюк, потому что это было слишком талантливо, – грустно говорит еще один наш собеседник, который помнит времена, когда Театр им. Леси Украинки был культовым театром. – А еще жалко спектакли “Кандид“ и “Приглашение в замок“ – там играл весь цвет театра. Это были кассовые постановки, они тогда просто гремели. Зрители их обожали, но кому-то этот карнавал жизни показался слишком ярким“.
Вот чем заканчиваются столь резкие и отталкивающие открытые письма человека, который думает, что все ему были и будут должны всегда. Ты просто берешь и начинаешь ворошить прошлое. Стоило ли это делать? На самом деле недосказанного в этом тексте гораздо больше, чем сказанного. И поэтому стоит об этой истории просто забыть и дать Кириллу Кашликову дальше руководить театром. Возможно, с новым худруком театр получит новое дыхание и удивит нас современными постановками, в которые обязательно вернется “карнавал жизни“.
О том, как Театр русской драмы им. Леси Украинки реагировал на языковой закон, читайте здесь.