Содержание
Vesti.ua подвели итоги кино-года
За 2021 год нам посчастливилось посмотреть много отличных фильмов, как крупнобюджетных блокбастеров, так и нишевых артхаусов. Конечно, мы выделили далеко не все картины, которые выходили в прокат, но старались вспомнить все значимые, благодаря которым нам, киноманам, этот год запомнится, и которые мы с удовольствием будем пересматривать годы спустя.
Надеемся, что следующий год окажется также богат на хорошее кино, как и этот!
«Аннетт», режиссер — Леос Каракс, Франция
Это душераздирающий готический кинороман о любви стендап-комика (Адам Драйвер) и оперной дивы (Марион Котийяр), плод которой, чудо-девочка Аннетт, умеет левитировать и петь. Мюзикл создан братьями Маэл из группы Sparks, но мастерски апроприирован отцом-одиночкой Леосом Караксом, обнаружившим в вымышленном сюжете немало параллелей с собственной судьбой.
Всего этого можно и не знать, и просто наслаждаться яростными противоречиями этого «неправильного» фильма, дискомфортно исследующего самые чувствительные зоны и не отступающего ни перед чем, словно его восхитительно-отвратительный антигерой, «обезьяна бога» Генри Макгенри. Фильм, даже не заглядывающий в бездну, а совершающий туда бесстрашный прыжок. Зрителю предлагается разделить его с авторами.
«Эйфель», режиссер — Мартин Бурбулон, Франция
Фильм, основанный на реальных событиях, окунает нас в Париж конца XIX века и рассказывает историю создания легендарного символа французской столицы — Эйфелевой башни. Раскрывается много интересных фактов о строении башни и настроения общества по поводу железного сооружения. (многие парижане были против и даже устраивали акции протеста).
Накануне грандиозной стройки инженер встретил свою давнюю любовь, женщину, с которой расстался 20 лет назад. Их чувства вспыхнули с новой силой, что вдохновило его на создание немыслимого архитектурного шедевра — гигантской ажурной башни, ставшей в итоге символом Парижа, романтики и любви.
«Мне фильм понравился тем, что на фоне исторических событий развивалась личная драма главного героя — трагическая любовная история создателя башни — Гюстава Эйфеля. «Эйфель» чем-то напомнил «Титаник», в котором грандиозные исторические события показаны параллельно с большими чувствами. Даже есть похожая сцена, где влюбленные герои, подобно Розе с Джеком на носу корабля, взбираются на недостроенную Эйфелевую башню. Расстроило лишь то, что им не суждено было быть вместе. Впрочем, как и в «Титанике», — говорит журналистка Vesti.ua Татьяна Бессараб.
Добавим только, что возлюбленную инженера сыграла звезда «Полового созревания» Эмма Маккей. Узнать о ней больше можно в нашем материале «О них будут говорить все: 8 ярких молодых актрис, за которыми нужно следить».
«Дюна», режиссер — Дени Вильнев, США
Удивительный блокбастер, который необходимо смотреть исключительно на большом (а лучше — огромном) экране, с максимально мощным звуком и непременно без дубляжа, медленно погружаясь в его иммерсивную вселенную.
Канадский фантаст-визионер Дени Вильнев довольно близко к тексту экранизировал первую половину первого романа из легендарного цикла Фрэнка Герберта. Но важнее здесь дух: не реплики, а паузы между ними, не сюжетные узлы, а пробелы, в которых ты должен вволю надышаться особым воздухом планеты Арракис, пропитанным песком и спайсом. Образец новейшего Голливуда — антично-величественного и визуально безупречного, презирающего нарративные аттракционы и угодливый юмор. Ждем вторую часть с Тимоти Шаламе и Зендеей с особым трепетом.
Читайте также: «Непостижимость вселенной, от которой захватывает дух: Vesti.ua посмотрели «Дюну» Дени Вильнева»
«Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»», режиссер — Уэс Андерсон, США
Новый фильм Андерсона, который еще до выхода в прокат окрестили любовным посланием журналистике, ждали с нетерпением даже те, кто не причислял себя к числу фанатов тщательно выверенной эстетики американского режиссера, но был заинтригован грандиозным актерским составом фильма. В картине снялись Тильда Суинтон, Тимоти Шаламе, Фрэнсис Макдорманд, Эдвард Нортон, Уиллем Дэфо, Лея Сейду, Бенисио дель Торо, Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Джеффри Райт, Эдриан Броуди, Кристоф Вальц, Элизабет Мосс.
В итоге едва «Вестника» показали на Каннском кинофестивале, как кинокритики разделились на два фронта — картина никого не оставила равнодушным. Пока одни упивались абсолютной концентрацией Андерсона, другие жаловались на поверхносность картины или запутанность сюжета. На деле же Уэс Андерсон остался верным себе, приходится это по вкусу зрителю или нет — это уже решать самому зрителю.
«Стоп-Земля», режиссер — Екатерина Горностай, Украина
Особенно приятно включать в такие подборки украинское кино. Фильм «Стоп-Земля» Екатерина Горностай предложили сразу несколько членов нашей редакции. Да, он еще не вышел в прокат, но увидеть мы его успели дважды — на Одесском кинофестивале лента забрала Гран-при и «Золотого Дюка». В Берлине — «Хрустального медведя» в молодежной программе Generation 14plus, а на Национальной премии кинокритиков «Киноколо» фильм одержал победу в пяти номинациях, в том числе – «Лучший полнометражный игровой фильм».
Фильм получил свое название в честь игры, по правилам которой водящий с закрытыми глазами ходит по детской площадке вокруг лесенок и горок, пытаясь поймать и на ощупь опознать игроков (у некоторый эта игра называлась «крот»). Безобидная детская игра стала отличной метафорой подросткового возраста: в 16 лет большинство из нас неловко, настороженно, но с искренним рвением ищет себя, друзей, первую любовь и собственный путь в жизни. Это болезненный, но важный процесс, который учит молодых людей быть смелыми, различать ложные ориентиры, обходить опасности, доверять себе и другим. Далеко не каждый усваивает правила с первого раза, но тем важнее сохранить желание играть, ведь навыки – дело наживное.
«Вызывает интерес приближенное наблюдение за человеком и его повседневной индивидуальной картой движения. Когда-то побывал на встрече с режиссером Катей Горностай, как с документалистом, — рассказывает корреспондент Vesti.ua Игорь Тележников. — На примере «Віддалік», «Сирень», «Поодаль» она делилась впечатлениями, как дается конструирование пространства кадров, интимное наблюдение, условия неявного конфликта. Герои «Стоп-Земля» напоминают мне компанию подростков, которых я встречаю периодически по своему маршруту, их оригинальный облик, и ритуал прогулки с собакой, как будто оттеняет внутренний мир и скрытые мотивы поведения».
Читайте также: «Дружба – это когда вы вместе и у вас получается», – Екатерина Горностай в интервью Vesti.ua
«Человек-паук: Нет пути домой», режиссер — Джон Уоттс, США
Человек-паук 2021-го года — не просто супергерой из комикса, который спасает весь мир и девушку с набором супергеройских клише. Это самостоятельный, мудрый мужчина, который может быть и слабым, и смешным, и глупым. Но самое лучшее качество в пауке Тома Холланда — мудрость.⠀
Весь фильм он отчаянно пытается «починить» и дать второй шанс каждому, не разбирая заслуживает его кто-то или нет. Ведь разрушить — всегда проще.⠀Злодеи, с которыми сражается Питер Паркер в своем костюме всегда близки к нему. Его борьба — всегда личное, всегда очень больно, всегда травма. Хотя бы потому что он все еще эмоциональный молодой человек с присущим такому возрасту юношеским максимализмом, желанием всех спасти и готовностью к самопожертвованию. Этот герой продолжает выделяться на фоне других персонажей киновселенной Marvel и тем, что всегда хотел быть «дружелюбным соседом», а не национальным героем и мировой знаменитостью.
Кроме того британцу Тому Холланду удалось эволюционировать вместе с персонажем из неловкого подростка в полноценного героя.
Благодаря Эндрю Гарфилду и Тоби Магуайру вернулось ощущение олдскульности и то, за что люди любят комиксы. Кто-бы что не говорил — именно «Человек-паук» вернул людей в кинотеатры, заставил залы наполнится смехом, аплодисментами и слезами. Кто-то плакал от того, как скучал за родными сердцу персонажами, а кто-то проникся историями.⠀
Читайте также: «Человек-паук: Нет пути домой» стал самым кассовым фильмом времен пандемии
«Легенда о Зеленом рыцаре», режиссер — Дэвид Лоури, США и Ирландия
Сэр Гавейн из числа рыцарей Круглого Стола принимает вызов, брошенный загадочным Зеленым Рыцарем, но быстро осознает, что погибнет, если пойдет до конца
Это одна из самых известных и загадочных средневековых британских поэм. Достаточно сказать, что знаменитый писатель и филолог Джон Толкин плотно интересовался этим произведением, перевел его на современный английский язык и пытался разгадать тайны его повествования, пронизанного гротескным символизмом. Создатель новой экранизации поэмы Дэвид Лоури сохранил эксцентричность оригинала и добавил в постановку собственные нестандартные идеи, включая приглашение на главную роль индийского актера Дева Пателя. В результате получилась захватывающая и исключительно красивая фэнтези-притча, почти каждый поворот которой таит сюжетный сюрприз или поразительный образ.
Каких фильмов в нашем списке не хватает?