Содержание
Украинский полнометражный мультфильм «Виктор_Робот» выходит в прокат 24 июня
24 июня в отечественный прокат выходит полнометражный научно-фантастический анимационный музыкальный фильм «Виктор_Робот». В этой красивой и стильной рисованной истории герои переживают удивительные приключения, разгуливая среди звезд и общаясь с целым сонмом самых разных роботов – хороших и плохих.
Vesti.ua посмотрели фильм и решили рассказать своим читателям о том, почему его нельзя пропустить в кинотеатре и как непросто рождаются анимационные шедевры в Украине.
Как Dakh Daughters получили приз за «Виктора_Робота»
По сути, родную полнометражную анимацию нам следует встречать стоя и аплодисментами. Ведь, если верить статистике, за 30 лет независимости Украины мы получили от наших творцов всего четыре полнометражных мультика. Понятное дело, снять художественный фильм в десятки раз легче, чем анимационный. Так что рекомендуем все же не пропустить шанс увидеть «Виктор_Робот» на большом экране.
Проект уже успел отличиться на фестивалях. В 2020 году «Виктор_Робот» получил престижнейший, – потому что самый независимый, – Приз зрительских симпатий Одесского международного кинофестиваля. По версии Национальной премии кинокритиков «Киноколо», в 2020 он стал лучшим анимационным фильмом. В 2021 году «Виктор_Робот» не получил национальную кинопремию «Золотая Дзига» только потому, что ему не с кем было состязаться в номинации. Хотя в такой ситуации создателям мультфильма впору было бы выдать авторам особый приз – «За самоотверженность».
«Виктор_Робот» в результате получил «Золотую Дзигу» за «Лучшую песню» (композиция «Пола-ла-ла» в исполнении группі Dakh Daughters), что приятно, но не совсем отражает высокий уровень этого проекта хотя бы с точки зрения того, что в фильме много музыки и каждый трек достоин приза.
События фильма происходят в далеком будущем. Искусственная звезда Зоряна, которая должна обеспечивать энергией планеты вокруг себя, не работает. Единственный, кто может ее починить – дедушка маленькой девочки Вики, который и создал это светило. Однако он таинственно исчез. Девочка вместе со своим новым другом – крохотным роботом Виктором, – отправляется на поиски «собирателя и отца железных светил». Так начинаются захватывающие приключения двух друзей. Дальше оказывается, что Виктор – это гениальный механик звезды Зоряны, который способен починить все что угодно, но не может, поскольку его разыскивают весьма неприятные роботы – слуги Роботила, железного чудовища, проработавшего планету.
Девочка Вика, еще та маленькая упрямица, не сразу понимает, кто ей друг, а кто враг. Из-за этого она попадает в передрягу, откуда просто обязана выбраться, потому что иначе деда не найти и Зоряну не спасти. Спасут ситуацию, уж простите за спойлер, верная дружба, честность и профессионализм.
Гений, который разговаривает с изображениями
Эту замечательную историю о взаимоотношениях людей и роботов, придумала сценаристка Анастасия Лавренишин, а облек ее в рисованную форму режиссер-постановщик фильма – Анатолий Лавренишин, маститый аниматор, чьи работы побеждали на многих международных анимационных фестивалях. Когда Лавренишина рядом нет, его соратники тихонько рассказывают, что он «гений, который разговаривает с изображениями». Наверное, именно так можно создать целый новый мир. Сам же Анатолий Лавренишин говорит, что ему в первую очередь хотелось снять зрительское кино, которое подарило бы людям очень светлые эмоции, а еще уверяет, что «Виктора_Робота» можно было сделать еще лучше.
О том, что аниматоры – сумасшедшие перфекционисты знают все. Понятно, что если бы у анимационной студии «Червоний собака», которая занималась производством фильма, были мощности Pixar, мультфильм выглядел бы по-другому. Но он и так хорош – отлично продуман, тщательно прорисован, замечательно озвучен и по-богатому музыкален. Поскольку снят он в 2D, у людей, выросших в СССР сразу появляются приятные ассоциации с детством. Ведь большинство советских анимационных шедевров – это именно классическая двухмерная или 2D-анимация, казалось бы плоская, но какая душевная.
«Мы сделали очень классную штуку, достойную уважения»
Продюсер проекта Сергей Мельниченко рассказал Vesti.ua, что режиссер задумывал мультфильм в 3D. «Но мы посмотрели, и продюсер проекта Лена Голубева сказала, что в варианте 3D это будет Малайзия», – раскрывает секреты Сергей Мельниченко. – Во-первых, потому, что у нас такие большие традиции в 2D, на которые нам стоит опираться. А, во-вторых, у нас в стране не тот уровень, чтобы делать 3D, его просто никто не сделает нормально. Нет специалистов».
Но все же в «Викторе_Роботе» есть вставки 3D, они касаются моментов, когда герои перемещаются в космосе в круглых прозрачных сферах, и это получилось здорово. «Но вы не представляете, сколько моих сил было потрачено, чтобы получить эти 3D-моменты вовремя«, – сетует продюсер и поясняет, что для того, чтобы сделать одну секунду анимации 2D, понадобится как минимум 12 кадров, а про 3D лучше вообще не вспоминать. Именно поэтому производство фильма «Виктор_Робот» продолжалось более трех лет, это при том, что работало над лентой почти три сотни профессионалов.
Сюда нужно добавить еще почти три года на подготовку сценария, девелопмент, озвучку, создание музыки, подготовку к прокату, и вы получите нормальный срок, за который и создается полнометражный мультфильм.
Как известно фильм «Виктор_Робот» получил стопроцентное государственное финансирование – 30 миллионов гривен. «Изначально мы делали этот мультфильм на энтузиазме и без денег, – рассказывает Сергей Мельниченко. – Для того чтобы в какой-то момент выйти на питчинг Госкино. На самом деле питчинги – это настоящая борьба за право делать то, что ты хочешь. Конкуренция страшная. Сейчас питчинги проходят очень качественно. Люди в надежде на финансирование представляют интереснейшие проекты. Зато, когда питчинг был выигран, мы могли уже не переживать за то, что деньги закончатся«.
К слову, вместе с «Виктором_Роботом» на питчинг подавали заявку авторы полнометражной анимации «Мавка: Лiсова пiсня» и тоже получили господдержку, вот только когда будет готов этот мультфильм, не знает никто. Говорят, его авторы по сей момент ищут дополнительное финансирование.
Vesti.ua поинтересовались, у продюсера Сергея Мельниченко, сколько в идеале должно было быть денег, чтобы можно было осуществить все, что задумали авторы «Виктора_Робота». «Во-первых, нам нужно было не три года, а пять лет на все, – говорит наш собеседник. – А, во-вторых, денег нужно было в два раза больше, миллионов шестьдесят не меньше. Мы шли на огромный риск, соглашаясь снимать с маленьким бюджетом, просто очень хотелось это осуществить. Мы сделали очень классную штуку, которая достойна уважения. И если люди ее не заметят и не оценят, я скажу громко: «Что-то пошло не так«.
Сергей Мельниченко также добавил, что ему, как человеку, который отвечал за работу всех аниматоров, было очень трудно постоянно объяснять художникам, почему деньги все время были на минимуме. «Такие проекты должны хорошо финансироваться, потому что это – чистое творчество, – поясняет продюсер анимационной студии «Червоний собака». – Вы понимаете, как тяжело что-то требовать от аниматоров. Это ведь не подшипники какие-то, не гайки – это вдохновение. Аниматор – для меня одновременно очень умный и отчаянный человек. Потому что, когда он соглашается участвовать в проекте, он понимает, что три года своей жизни ему предстоит отдать режиссеру и продюсеру. Понимает, что ему придется сидеть и кропотливо изо дня в день рисовать роботов. У нас это вылилось почти в пять лет. Момент выгорания имел место. Но на работе это не отразилось, увидите сами».
Must see июня. Не пропустите
Vesti.ua могут со всей ответственность сказать, что и в анимационном фильме «Виктор_Робот» есть душа. Это действительно очень увлекательное и достойное зрелище для всей семьи. А для того, чтобы полностью погрузиться в историю, стоит прочитать книгу «Виктор_Робот. Дневник собирателя планет«, которая вышла незадолго до премьеры мультфильма. Книга является приквелом к этой анимационной истории.
В мультфильме главной героиней является девочка Вика, которая разыскивает по всей Вселенной своего деда Маркияна – создателя искусственной звезды Зоряны. А в «Дневнике собирателя планет» рассказывается, как дед Маркиян придумывал планету, как влюбился в девушку Зоряну и решил создать систему планет, на которой хотел жить вместе с любимой. Вместе с Виктором_Роботом и Викой читатели книги Анастасии Лавренишин окунутся в мир грез, астрофизических теорий и их практического применения, полетят на Луну, пересекут Вселенную и вернутся на родную землю.
И немножко о саундтреке к фильму. Песни здесь прозвучат в исполнении звезд украинской инди-фолк-сцены группы Dakh Daughters и Марка Галаневича из «ДахаБраха», а еще есть Антон Слепаков из группы «Вагоновожатые». Музыку написал популярный у нас и в Европе кинокомпозитор Антон Байбаков («Украинские шерифы», «Зеленая кофта»), а текст всех песен принадлежит перу режиссера Марыси Никитюк («Когда падают деревья»). Саундтрек получился очень взрослый, он придал серьезности всей истории и вместе с другими хорошими факторами вывел «Виктора_Робота» из зоны интересов только младших школьников. Взрослые найдут в этой истории свое. Так что, нахваливая увиденное, стоит финишировать с пометкой «Виктор_Робот» – это must see июня. Не пропустите.