Содержание
Вспоминаем жизнь, мужчин и роли этой прекрасной актрисы, которой исполнилось 79 лет
25 августа неповторимая сексуально-стервозная Миледи из «Трех мушкетеров» – актриса Маргарита Терехова – отметила 79-летие.
За ее красоту и магическое обаяние, которое буквально привораживает, актрису единогласно возвели в секс-символы советского кино. Согласиться с этим можно лишь с поправкой на то, что эротизм данной кинозвезды немного иного порядка, чему у других кинокрасавиц. У Тереховой этот эротизм интеллигентный, гордый и величественный. А еще в нем полно тайн, которые, как мы понимаем, нет никакого шанса разгадать.
Сегодня Vesti.ua вспоминают жизнь, мужчин и роли этой замечательной актрисы, несомненно украсившей собой советский кинематограф.
«Она или ненормальна, или гениальна»
Будущая звезда кино родилась 25 августа 1942 года в семье актеров передвижного театра. Ее мать Галина Томашевич была полькой, и от матери девочка унаследовала такую светлую изысканную красоту. Когда отец ушел из семьи, мать увезла дочь в Узбекистан. В Ташкенте Маргарита закончила школу с красной медалью и, играючи, поступила в университет на… физмат. Параллельно она играла в баскетбол и даже была капитаном юношеской сборной Узбекской ССР. В общем, все этой юной красавице давалось легко.
Однако, когда Рита в один момент решила бросить математику и податься в актрисы, судьба над ней немного подшутила – экзамены во ВГИК умница и красавица провалила. Но нет худа без добра. Деньги на обратный билет у неудавшейся актрисы украли, и тогда она пошла на Мосфильм подработать в массовке. Там и узнала, что режиссер Юрий Завадский добирает курс. Говорят, во время экзаменов будущая звезда то орала, то шептала стихи и прозу, на что член приемной комиссии, актриса Валентина Талызина неожиданно резюмировала: «Она или ненормальна, или гениальна», – и то, и другое комиссию устроило. Так Терехова и оказалась в Школе-студии театра Моссовета.
«У нас были удивительные педагоги, таких сейчас нет и уже никогда не будет, – рассказывала актриса в одном интервью. – Я знаю совершенно точно, что если бы в моей жизни не было Завадского, то у меня бы в жизни не состоялось ничего«.
В театре Моссовета Маргарита после осталась служить, и на этих подмостках сыграла свои лучшие роли. Кино, как все мы знаем, тоже было благосклонно к молодой актрисе с неординарной и какой-то холерично-магической красотой.
В 1965 году состоялся дебют Тереховой в кино – роль Тани в картине «Здравствуй, это я!», в которой что-то про физиков и любовь. Но партнеры были замечательные – Быков, Джигарханян, Фатеева…
Но успех начинающей актрисе принес фильм «Бегущая по волнам» (1967) – совместный советско-болгарский художественный фильм режиссера Павла Любимова по мотивам романа Александра Грина.
Фильм, к которому сценарий и музыку написал тогда еще не опальный Александр Галич, получился странным и волшебным одновременно – он захватывает с первыми кадрами и не отпускает все два часа просмотра.
И Терехова, которая играет в этой истории две роли – Биче Сениэль и Фрези Грант, загадочно прекрасна. На этих съемках Терехова познакомилась с болгарским красавцем-актером Саввой Хашимовым, который был в кадре ее партнером. На тот момент Рита была замужем за своим однокурсником Вячеславом Бутенко. Но брак был студенческий, хлипкий, и когда на горизонте появился болгарский темперамент, все быстренько развелись.
Терехова мигом вышла замуж за Хашимова и родила ему дочь Анну. Но когда вместе с дофаминами страсть улетучилась, отошения стали давать трещину. Красивый болгарский муж настаивал на отъезде в Болгарию – там у него было полно предложений, а в Москве ему как актеру ничего не светило. Карьера Тереховой же, наоборот, шла в гору, и отъезд в другую страну в плотном графике киносъемок не был предусмотрен. Хашимов уехал на Родину один. Разошлись они в 1969 году без обид, поскольку делить особо было нечего, и всегда оставались друзьями.
Развод развязывает женщине руки, и для умной женщины эта неожиданная свобода становится поводом для новой прекрасной жизни. В этой новой жизни Терехова встретила знаменитого танцовщика Большого театра Мариса Лиепу. Говорят, что роман был недолгим, но страстным. Но Лиепа славился своей любвеобильностью, в его любовницах кто только не ходил, включаю Галину Брежневу, и при этом он был женат. В какой-то момент Тереховой это надоело, и она разорвала эти отношения. Тем более, что жизнь подарила ей встречу с Андреем Тарковским.
О злом роке звезды «Тени исчезают в полдень» актрисы Александры Завьяловой: читайте здесь
«Обыкновенная гениальная актриса»
Говорят, на кастинге фильма «Зеркало» Тереховой пришлось сражаться за роль с Мариной Влади и Людмилой Чурсиной. Маргарита победила.
Биографы Тарковского утверждают, что он точно знал, что играть в его картине будет только Маргарита. Мол, он с самого начала ощутил в ней ту внутреннюю силу, о которой уже ходили легенды. Хотя мы то знаем, что это не легенды – магнетизм актрисы, ее внутренняя загадка проявлялись задолго до «Зеркала».
Разновозрастные роли Натальи и Марии – жены и матери героя, – раскрыли многогранный драматический талант этой актрисы. Не потому ли она считала встречу с Тарковским главной в своей жизни, хотя работала Терехова со многими талантливыми режиссерами. А окружение после выхода «Зеркала» стало воспринимать ее исключительно как «актрису Тарковского», это при том, что сыграла она только в одном фильме Мастера.
Хотя, свою актрису Тарковский все же разглядел не сразу – до «Зеркала» она приходила на кастинг для картины «Солярис» — не утвердили. Но уже когда разглядел, не уставал восхищаться ее работой на площадке, называя по-простому «обыкновенная гениальная актриса».
Как живет»пиковая дама» советского кино Людмила Чурсина: читайте здесь.
И на съемках «Зеркала» не обошлось без любви. Между режиссером и актрисой пошла химия. Как вспоминала сестра Тарковского, он якобы говорил «Хорошо, что я влюбился в Риту в конце съемок, иначе картины бы не было«. Рита же одной лишь фразой «Андрей – это гений с зелеными глазами» тоже выдавала свои чувства.
Терехова поразила в «Зеркале» своей загадочностью и двойственностью. Ко второму в своем актерстве она была склонна всегда. Еще ее педагог Юрий Завадский называл Риту «черным ящичком с секретами, от которого не знаешь, чего ждать в следующую минуту».
И этой двойственностью, если приглядеться, грешат многие ее героини. И Вера из прекрасной завораживающей своей интеллигентность картины «Дневной поезд», и графиня Диана де Бельфлор в «Собаке на сене», и, конечно же, Миледи в «Трех мушкетерах». Все эти героини стервозны и обаятельны одновременно.
Алферова и Абдулов: как родилась и умерла любовь самой красивой пары СССР: читайте здесь
Та же Миледи – ведь все мужчины СССР были влюблены не в простоватую красавицу Констанцию-Алферову, а в эту нежную бестию Миледи Винтер. «Вас так много, а меня так мало«, – говорил про Миледи Атос, перечисляя ее личины. И в этом вся Терехова.
Первая обнаженная грудь в советском кино
Трудно представить, но на месте Маргариты Тереховой в «Трех мушкетерах» могла бы появиться Елена Соловей. Нет, она замечательная актриса, просто фильм был бы тогда о другом. Но на наше счастье Елена Соловей перед самыми съемками забеременела и отказалась от роли. Режиссеру Георгию Юнгвальд-Хилькевичу пришлось срочно искать замену, и тогда он решил, что если «новая» Миледи будет драться ногами и скакать на лошади, то вполне себе можно позвать на роль Маргариту Терехову.
И сценарий был переписан под Риту. Режиссер после вспоминал, что на Терехову надели шифоновую кофточку без лифчика, и впервые в истории кинематографа в кадре была видна женская грудь. И эту грудь не вырезали, потому что у Тереховой она, по утверждению Юнгвальда-Хилькевича, невероятной красоты.
«У Риты вообще все красиво, – восхищается создатель «Трех мушкетеров». – Красивые ноги. Хоть она и не балерина, но ноги у нее, как у Кати Максимовой. Она очень красиво бегает. Миледи в «Трех мушкетерах» получилась абсолютной формы. Сексуальная, вероломная. Я остался ею доволен«.
Сын от «актера по жизни» и кандидата в президенты
Но на любую красавицу, как и на старуху, бывает, как говорится, проруха. В 1980 году Терехова была по делам в Таджикистане, где судьба свела ее с роковым мужчиной – директором трикотажной фабрики Сайфиддином Тураевым. Актриса редко рассказывала про тот свой роман, но однажды обмолвилась, что если ее болгарский муж был хорошим актером по профессии, то Тураев был «актером по жизни».
Какими ухищрениями восточный мужчина выманил сердце звезды кино, неизвестно. Но роман у них случился не шуточный, если учесть, что по возвращении в Москву актриса выяснила, что ждет ребенка. Нужно отдать ей должное, избавляться от беременности она не стала. И даже тот факт, что Тураев отказался от отцовства, ибо был, как и полагается, глубоко женат, актрису не остановил.
В этот момент на горизонте и показался начинающий молодой режиссер Георгий Гаврилов, за которого Терехова спешно вышла замуж. Ее сын Саша появился в этом браке, и Гаврилов всегда считал его своим ребенком. С Гавриловым Терехова прожила недолго, хотя развелась официально лишь в 1995 году, после чего экс-супруг эмигрировал в США. Интересно, что Александр носил фамилию Терехов, но когда он снимался в фильме «Чайка», в котором его мать выступила режиссером, то там он фигурировал уже как Александр Тураев.
К слову, Сайфиддин Тураев, как истинный «артист по жизни», в родном Таджикистане сделал неплохую политическую карьеру и даже баллотировался в президенты Таджикистана. Говорят, Александр Терехов ездил знакомиться с отцом, правда, чем это закончилось, осталось для всех за кадром.
Но еще об одном романе Маргариты Тереховой грех не вспомнить. В середине 80-х у нее случился долгий роман с певцом Игорем Тальковым, о котором гудела вся Москва. Роман вылился в общее творчество. Тогда еще совсем не популярный Тальков вместе со своей звездной возлюбленной организовал театральный коллектив «Балаганчик», и с 1983 по 1986 годы эта пара с гастролями объездила половину СССР. Многие были уверены, что именно Терехова помогла любимому пробиться на эстрадный Олимп.
Однако после третьего развода Маргарита Терехова больше не стала выходить замуж. Она играла в театре, преподавала во ВГИКе и в какой-то момент решила стать режиссером.
Режиссерский дебют и подлая болезнь
В 2005 году Терехова дебютировала с экранизацией чеховской «Чайки». Этот фильм мало кто видел, поскольку Госкино не выпустило его в прокат, посчитав картину слишком старомодной. Маргарита же радовалась, как дитя, что сняла абсолютно каноническую историю, не переврав в сценарии ни строчки классика. Сама актриса сыграла в своей «Чайке» Аркадину, а ее дети – Анна и Александр, соответственно, – Нину Заречную и Костю Треплева.
О семейной трагедии звезды «Кавказской пленницы» – Фрунзика Мкртчана читайте здесь.
Тогда же в одном из своих последних интервью Маргарита радовалась за дочь и нахваливала Сашу, говорила, что ее сын – актер от Бога. При этом актриса сетовала, что молодым актерам сегодня трудно неимоверно, потому что «сейчас все везде берут своих, мы жили в другое время».
А потом любимая всеми актриса совсем пропала из виду. У нее обнаружили болезнь Альцгеймера. Она стала забывать текст, все больше уходить в себя и путать даже близких людей. Актриса вынуждена была отказаться от игры в театре.
Дети взяли на себя все расходы на содержание больной матери. Рядом с Маргаритой Борисовной круглосуточно находятся попеременно две сиделки. Приходится постоянно искать деньги, чтобы оплачивать их, потому что дети не хотят, чтобы их мать находилась в клинике, где уход, по понятным причинам, будет совсем другим.
Кто-то скажет, мол, у звезд денег полно. Но Анна – актриса Театра Виктюка, а это далеко не самый богатый театр Москвы. Александр ищет себя в режиссуре, что тоже денег не приносит. А кроме того, у Саши семья – он женат на певице Татьяне Найник, которую все помнят, как участницу группы «Виа Гра». К слову, познакомились эти двое в интернете. В 2015 году у пары родилась дочь Вера, что принесло огромную радость Маргарите Борисовне – очаровательная малышка стала любимицей бабушки.
Был момент в 2018 году, когда Анна Терехова отчаялась и на всю страну попросила помочь деньгами тяжело больной маме. После чего на семью обрушился огромный шквал критики. С тех пор эта тема не поднимается. В одной из телепрограмм Анна Терехова рассказывала, что, когда ее мама стала терять память, то даже в магазин ходила с сопровождающим – боялась потеряться. В какой-то момент болезни актриса, по словам дочери, «превратилась в нежный цветок, нуждающийся в постоянной заботе». Но болезнь прогрессировала, и актриса окончательно слегла. Тем не менее сердце у Маргариты Борисовны здоровое, вот уже и 79-й год жизни отметила.
Мы можем лишь пожелать здоровья актрисе, которая своей игрой подарила нам с экрана столько удовольствия.