Содержание
В Украине может появиться офис Google, которым пока еще управляет Москва
В украинском шоу-бизнесе в ближайшее время могут произойти радикальные перемены. Это связано с тем, что во время визита Владимира Зеленского в США министр цифровой трансформации Михаил Федоров встретился с топ-менеджментом Google и обсудил возможность генерирования в YouTube украинской музыки из Киева, а не Москвы, как происходит сейчас.
Vesti.ua разобрались, поможет ли это украинскому шоу-бизнесу и возможно ли у нас появление своего Моргенштерна, который раскрутился, минуя телевидение и радио.
Имиджевая победа без реальной пользы
Одна из главных причин, по которой украинская молодежь слушает российских, а не отечественных исполнителей, по мнению продюсеров, в том, что YouTube управляют редакторы, находящиеся в Москве. Поэтому «битву» за молодежь Украина давно уже проиграла России.
«На всех встречах представителей шоу-бизнеса с властью всегда поднимался этот вопрос в связи со стремительным и масштабным продвижением российской музыки в YouTube на территории Украины в последние годы. Если решение менеджмента Google будет положительным, то это предоставит возможность более качественно продвигать на этой платформе украинскую музыку. И это нормально в ситуации информационной войны, когда редакторы украинского сегмента топ-информационной платформы находятся в Киеве, а не Москве«, – говорит Михаил Ясинский.
Однако радоваться еще рано, а может, и вовсе не стоит. Получить условный контроль над YouTube еще не означает, что на следующий день после этого украинские фанаты перестанут слушать Моргенштерна, «Ленинград» или русский рэп. На это рассчитывали, когда вводили языковые квоты на радио и телевидении. Однако российские звезды, даже выпав из официальных украинских медиа, приезжают в Украину и собирают полные залы. Для зрителей закон оказался небольшой и легко преодолимой преградой.
Хоть у украинских музыкантов и увеличилась аудитория, фанатов у московских звезд не убавилось. Например, Баста собрал дважды полный зал киевской Stereo Plaza. А до него тоже самое сделал рэпер Скриптонит.
Спрос на российских артистов все равно остается большим. По прогнозам промоутера Антона Абдулаева есть как минимум три российских звезды, которые бы легко собрали в Киеве полный стадион. Так что договоренность с менеджментом Google даже если будет достигнута, то это всего лишь полумера.
«От того, где будет находиться центральное управление всего украинского YouTube – в Москве или Киеве, ничего, с технической точки зрения, не изменит. Хит-парады YouTube и всех других платформ не зависят от того, кто ими управляет. Потому что владельцы Google вряд ли бы играли в наши политические игры. Топ-подборки – это реальная картина по многим причинам. Во-первых, языковой вопрос – русский язык понятен большему количеству людей, чем украинский. Во-вторых, наследственность, когда родители воспитывались на Алегровой и российской «Фабрике звезд», дети тоже будут слушать, чаще всего, русскую попсу. В-третьих, российского контента во много раз больше, и он разноплановее. И, в-четвертых, миф, живущий во многих украинцах: если российская музыка вторична, то украинская – третична«, – говорит специалист по формированию брэнда Денис Путинцев.
Еще одной важной проблемой, по которой наш шоу-бизнес проигрывает российскому, является то, что в украинских медиа в глобальном понимании значительно больше места отводится политике. В Украине она стала почти индустрией развлечений. Вместо вечерних развлекательных программ наши телезрители смотрят ток-шоу Шустера или Киселева, где главные звезды – это политики.
«У нас только развивается музыкальная индустрия. Есть лишь отдельные исполнители и зачатки жанровых индустрий, в том числе рэпа. В то время как в России это направление уже очень сильно развито, и в продвижение вкладываются очень большие деньги. Поэтому, мы не можем с ними конкурировать. 30 лет россиян развлекают, у них были и есть Comedy Club, Stand Up, премии, продюсерские компании, кинокомпании, звезды спорта и сериалов, национальные блокбастеры, олимпиады… Их научили любить свой шоу-бизнес и платить за него. Кроме того, в России практически уничтожено аудиопиратство. А это значительные доходы для всей музыкальной индустрии. Украинцев же все это время «травили» политикой. В итоге, у нас сложилась другая культура потребления, которую нельзя сравнивать с российской«, – считает Ясинский.
Проблема, с точки зрения продюсеров, заключается в том, что у нас работают только с избирателями, то есть обращают внимание на людей, когда они нужны, а в России «обрабатывать» зрителя начинают еще в юношестве или даже в детстве. И дело тут не в политической прокачке, хотя и она в значительной мере присутствует. Шоу-индустрия захватывает в свои сети почти сразу.
«С молодежью, которая является основным потребителем YouTube, российские артисты и блогеры разговаривают на более понятном языке, чем украинские. Они лучше чувствуют свою аудиторию«, – считает Путинцев.
Но, несмотря фактически на патовую ситуацию, украинский сегмент в YouTube нужно развивать. А чтобы отечественный шоу-бизнес чувствовал себя свободнее и был более конкурентоспособным, следующим этапом, по мнению Ясинского, нужно развивать и другие платформы. В частности, логичным будет, если в дальнейшем появится государственная стриминговая платформа, где будет издаваться вся украинская музыка, а украинцы будут платить за нее абонплату.
Украинский Моргенштерн невозможен
Управление украинским сегментом в YouTube из Киева даст возможность появиться большему количеству украинских звезд. Причем, учитывая то, что это в некоторой степени «зона анархии», у нас могут появиться и стать популярными артисты, которых называют неформатными. То есть они не попадают на телеканалы и радиостанции по причине цензуры и музыкального стиля.
Однако появление украинского Моргенштерна, который раскрутился без участия телевидения и радио, по мнению Путинцева, невозможно.
«С точки зрения политики, решение передать бразды управления в Киев, правильное. Это поднимает статус нашей страны. Но, все равно, в силу менталитета у нас никогда не будет своего Моргенштерна или «Ленинграда». Если бы у нас появился матерящийся артист, поющий песни на украинском языке, он был бы нишевым, для узкой аудитории. А Моргенштерна у нас не может быть в принципе, потому что у нас нет смелости и беспринципности, которая есть у российских звезд. Наши шоу-бизнесы отличаются тем, что в России в телешоу звезды могут плюнуть друг другу в лицо или дать в морду, а за кулисами они обнимутся. У нас же – в эфире целуются и обнимаются, а за кулисами – поливают дерьмом«, – говорит Путинцев.
Тем не менее при помощи государства наш шоу-бизнес может стать гораздо более влиятельным, чем является. Например, сейчас обороты набирают артисты из Азербайджана – они создали в какой-то мере новый, популярный на всем постсоветском пространстве жанр кальян-рэп.
По мнению Ясинского, это произошло благодаря поддержке азербайджанских артистов на государственном уровне. В Азербайджане создали государственный музыкальный лейбл и государственную программу, направленную на развитие и популяризацию азербайджанской молодежной музыки. Поэтому есть смысл и в Украине оказывать поддержку не только высокой, но и массовой культуре, которая способна вернуть вложенные в нее деньги.