Содержание
Дискриминация соискателей: главная причина отказа — возраст 40+ Комментарии: 1 Синица Александр / УНИАН Сегодняшние 45-50-летние гораздо лучше и эффективнее на многих должностях, в том числе и руководящих, но, к сожалению, зачастую бывают недооценены работодателями и эйчарами.
«Срок годности»
35-летняя подруга давно подумывает открыть свое дело, но колеблется. Никак не может понять, чего в ее затее больше — плюсов или минусов.
— Все, решила! — воодушевленно сообщила она мне на днях. — Пока останусь на работе, а свое дело открою лет через 10. Все равно меня в 45 на работу уже никто не возьмет — а мне же чем-то надо будет заниматься до пенсии!
О том, что на украинском рынке труда существует «срок годности» соискателей, знают, наверное, все. Людям после 40 найти работу сложно, после 50 — очень сложно, после 55 — почти нереально. И, несмотря на то что дискриминация запрещена законодательно, работодателей это не останавливает. Ведь им прекрасно известно, что это грубейшее нарушение прав человека практически недоказуемо. Никто не скажет и уж тем более не напишет кандидату «вы нам не подходите, потому что слишком стары». Всегда можно с достоинством отбрить зарвавшегося «дедулю»: мол, «мы нашли сотрудника с компетенциями, которые лучше соответствуют нашей вакансии».
Вам всего 30, и вы думаете, что вас это не касается? Не обольщайтесь: время идет быстро, рано или поздно все там будем.
Морально устаревшие
Недавний опрос, проведенный OLX Работа, показал неутешительные результаты: две трети украинцев после 40 лет получили отказ в трудоустройстве из-за возраста. Также среди причин отказов опрошенные называли наличие детей и инвалидность. Половина респондентов назвали процесс поиска работы в Украине «тяжелым», четверо из десяти — «очень тяжелым».
39% участников опроса в возрасте старше 40 лет считают свой возраст при трудоустройстве существенным минусом, лишь 7% полагают, что это преимущество.
При этом среди тех, кому до 40, каждый девятый считает, что из-за молодости работодатели не воспринимают его всерьез, а более четверти уверенно отнесли собственный возраст к плюсам.
В ходе опроса соискатели разного возраста отметили, в чем их сильные стороны. В частности, работники в возрасте 18-40 лет считают, что по сравнению со старшими коллегами они лучше ориентируются в современных технологиях. Соискатели старше 40 лет назвали своими преимуществами более ответственный подход к работе, заинтересованность в долгосрочном трудоустройстве и наличие больших знаний и опыта. А вот готовность перерабатывать, как свою сильную сторону, назвали 14% зрелых соискателей и 20% из группы «до 40 лет».
Директор консалтинговой компании «Михайлов и Партнеры» Виталий Михайлов считает, что тенденция отсечения людей «старой закалки» от рынка труда началась после развала СССР. «Новые лица» начали строить «новую страну» и не хотели брать на работу людей более старшего поколения, которые, в их представлении, «морально устарели». Все хотели молодых и активных сотрудников, с современным образованием и знанием языков.
Виталий Михайлов. Фото: ФБ
— Сегодня людей 50+ не особо хотят брать на работу в первую очередь из-за того, что многие работодатели мыслят шаблонами, — считает Михайлов. — И шаблоны эти достаточно примитивны: компьютером не пользуется, смартфона нет, в соцсетях не зарегистрирован, в современных тенденциях не разбирается, а значит, и говорить с ним особо не о чем. И еще можно было бы как-то понять, если бы речь шла об айти-сфере: когда в коллектив, где средний возраст 27 лет, приходит 45-летний, он действительно выглядит «древним». Но если мы берем другие профессии, то в большинстве из них средний возраст вполне позволяет брать на работу людей старше 50 лет.
Причин много, результат — один
С айтишниками и другими «молодыми сферами» все понятно. Но почему у наших соискателей в возрасте «за 50» в основном два пути — или в консьержи, или в охранники? Почему почти невозможно устроиться на работу оператором банка, офис-менеджером или, скажем, официантом? Те, кто бывают за границей, не раз замечали, что в ресторанах их обслуживают пожилые мужчины. У нас эти вакансии открыты только для «мальчиков» и «девочек»: здесь и 35-летние выглядят «динозаврами».
Действительно, на постсоветском пространстве людям старше 45-50 лет тяжело найти работу, соглашается директор агентства Assis-HR Анна Безай. И тому есть как объективные, так и субъективные причины.
Анна Безай. Фото: ФБ
— Начну с объективных. К сожалению, немало людей старшего поколения не только не дружат с современными технологиями, но и не хотят ничему учиться, полагая, что они и так знают все, что нужно, — отмечает эксперт. — Кроме того, соискатели 45+ — это сформировавшиеся личности со своими часто непростыми характерами. Они знают, что «раньше было так», и упрямо доказывают свою правоту даже там, где они априори неправы. Естественно, работодатели просто не хотят с ними связываться: с такими сотрудниками больше времени уйдет на перепалки.
К субъективным причинам возрастной дискриминации Анна Безай относит молодых руководителей, которые не умеют ни управлять, ни находить общий язык с людьми, ни аргументировать свою точку зрения. Понятно, что таким начальникам проще руководить 25-летними, чем 45-летними.
Похожая причина — средний возраст коллектива. Если в молодой коллектив приходит человек старшего поколения, сложно сохранить целостность команды.
— Есть и еще один момент: завышенные зарплатные ожидания (подробнее см. «Кстати»), — продолжает Безай. — Понятно, что у 45-50-летнего человека за плечами не только карьера, но и определенный уровень дохода. И, несмотря на то что полученные опыт и знания уже устарели, такие специалисты могут ставить высокие зарплатные планки, даже если им нечего предложить рынку. Я с подобным сталкивалась не раз, и переубедить человека невозможно.
Возрастной порог сдвигается
Но, говорит эйчар, справедливости ради надо сказать, что среди нынешних 45-50-летних много и других людей — активных, целеустремленных, с живым умом и прекрасно выглядящих. Говоря в общем, нельзя не отметить, что сегодняшние 50-летние — это совсем не те 50-летние, что были в 70-х. Они гораздо лучше и эффективнее на многих должностях, в том числе и руководящих, но, к сожалению, зачастую бывают недооценены работодателями и эйчарами.
Кстати, низкий профессиональный уровень рекрутеров — это еще один фактор не в пользу соискателей старшего поколения. По словам Анны Безай, сегодня в профессию зачастую приходят люди, которые слабо понимают, чем они занимаются. Одни считают себя «вершителями судеб»: этого возьму, этого не возьму. Другим просто лень разбираться с опытом, знаниями и умениями конкретного человека: они ставят возрастное ограничение и даже не рассматривают тех, «кому за».
Но есть и хорошая новость: ситуация постепенно меняется. И рынок работодателей снова превращается в рынок соискателей, как и было до пандемии.
— Недавно зашел на один из «работных» порталов — 77 тысяч вакансий, тогда как год назад было 20 тысяч, — приводит цифры Виталий Михайлов. — Причем есть потребность как в квалифицированном персонале, так и в неквалифицированном. И ситуация с возрастным порогом тоже будет меняться. Помню, лет 15 назад работодатели вообще хотели сотрудников до 35 лет, 10 лет назад — до 40, сейчас — до 50. То есть порог уже сдвигается, и тенденция продолжится, учитывая, что пенсионный возраст в стране растет, а население Украины стареет. К тому же люди постарше хороши своей дисциплиной, ответственностью, обязательностью, в отличие от поколения Y, которые часто даже до собеседования не могут дойти.
КСТАТИ
Топ-3 причин отказов в трудоустройстве
Для работников возрастом 40+:
- желаемый уровень зарплаты
- возраст
- недостаточный уровень образования.
Для работников младше 40 лет:
- недостаточный уровень образования
- нерелевантный опыт
- желаемый уровень зарплаты.